Cельскохозяиственная кредитная кооперация является одной из старейших и получивших широкое распространение форма кооперации. Опыт её функционирования убедительно доказал, что в процессе своего развития она способна успешно решать проблему обеспечения кредитными ресурсами не только малого, но и среднего и крупного агробизнеса, содействовать развитию сельскохозяйственной кооперации, повышению эффективности функционирования агрохозяйств, подъему национального аграрного сектора, социальному переустройству села. Все это объясняет появившийся в последние годы огромный интерес к изучению теории и практики сельскохозяйственной кредитной кооперации.
Многими теоретиками и практиками воссоздание в России действенной системы сельскохозяйственной кредитной кооперации рассматривается в качестве одной из приоритетных задач аграрной реформы.
Современная тенденция аграрного сектора экономики России свидетельствует о том, что фермерские и частные хозяйства населения занимают значительное место в сельскохозяйственном производстве - ими ежегодно производится более половины растениеводческой и животноводческой продукции отрасли. В то же время субъект сельскохозяйственной кооперации испытывает недостаток в финансовых, инвестиционных и кредитных ресурсах, не всегда имеет возможность воспользоваться и мерами государственной поддержки, что снижает развитие аграрного сектора экономики. Формирование и развитие сельскохозяйственной кредитной кооперации в России становится объективно востребованным процессом, ориентированным на решение важных социально-экономических и финансовых проблем частных фермерских хозяйств, среднего и малого предпринимательства, и агробизнеса в целом.
В настоящее время для сельскохозяйственной кредитной кооперации России свойственна недостаточная финансовая, материально-техническая и ресурсная база, территориальная неравномерность развития сельскохозяйственных кредитных кооперативов, узкий ассортимент оказываемых ими услуг и высокие риски, а также тенденция снижения числа действующих сельскохозяйственных кредитных кооперативов. Эти недостатки в основном связаны со слабым законодательным и нормативным обеспечением их функционирования, что, в первую очередь, является следствием отсутствия сбалансированной системы их регулирования со стороны государства и кооперативного сообщества.
В современных условиях в сельской местности с невысоким накоплением капитала сельскохозяйственная кредитная кооперация с финансовой точки зрения является наиболее совершенным финансовым инструментом распределения денежных средств в структуре агропромышленного комплекса.
В сложившихся условиях существующая система сельскохозяйственной кредитной кооперации начала испытывать финансовые затруднения, связанные с отсутствием: достаточной финансовой инфраструктуры; института стабилизации и гарантии сельскохозяйственной кредитной кооперации; контроля со стороны органов государственной власти; несбалансированной правовой базы; квалифицированных руководителей; понимания членами кооперативов всей ответственности участия в кооперативной организации, и, как следствие, формальный подход к управлению и контролю за ее деятельностью.
Все эти показатели и отток финансовых ресурсов привели к снижению объемов кредитования субъектов сельскохозяйственной потребительской кооперации.
Перечисленные недостатки препятствуют дальнейшему развитию сельскохозяйственной кредитной кооперации, и обусловлены действием ряда факторов внешней среды, что предопределяет, в первую очередь, необходимость ее регулирования в рамках единой федеральной и региональной политики.
Система сельскохозяйственной кредитной кооперации страны все еще находится на стадии становления и преодоления таких барьеров, как отсутствие единого подхода к формированию стратегии кооперативного кредитования, недостаточная институциональная развитость самих субъектов сельскохозяйственной потребительской кооперации, отсутствие стандартов их деятельности и дефицит кадров.
Международный опыт развития кредитной кооперации показывает, что в зарубежных странах за многие годы функционирования кредитной кооперации сформировалась трехуровневая организационная структура (низовые кредитные кооперативы, региональные кооперативные банки и центральный кооперативный банк) с четким разграничением функций между отдельными звеньями. Так, низовые кредитные кооперативы являются универсальными кредитными учреждениями, хорошо осведомленными о конъюнктуре местных рынков и своей клиентуре, с которой взаимодействуют на доверительной основе. Региональные кредитные банки осуществляют свою деятельность за счет собственных источников и перераспределения ресурсов других низовых кредитных учреждений в пределах региона. Они занимаются проведением расчетов между кредитными кооперативами, предоставлением информационных и консультационных услуг, банковским обслуживанием других самостоятельных кооперативных и коммерческих организаций региона.
Особенности организационной структуры и функций системы кооперативного кредита заключаются в делегировании некоторых полномочий и обязанностей головному кооперативному банку в целях перераспределения временно свободных капиталов региональных банков в интересах всей системы кооперативного кредита. Собственный капитал кредитных кооперативов и принадлежащих им банков формируется за счет паевых взносов, вкладов членов кооперации и отчислений прибылей от кредитной деятельности. Кредитные кооперативы вместе с другими кооперативными предприятиями выступают держателями паев в кредитных организациях второго уровня - региональных кооперативных банках, последние являются главными собственниками капитала головных кооперативных банков (третий уровень).
С учётом опыта зарубежных развитых стран, в России сельскохозяйственные кредитные кооперативы могут и должны стать неотъемлемой частью аграрной экономики и реально содействовать предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве и уровню жизни сельского населения.
Исторический опыт зарубежных стран позволил определить ключевые моменты, которые необходимо учитывать при создании системы кредитной кооперации в нашей стране. Во-первых, кооперативные финансовые институты обслуживают определенную экономическую нишу, выполняя главным образом функции кредитования малого сельского предпринимательства, не заменяя при этом банковскую систему.
Во-вторых, система сельскохозяйственной кредитной кооперации должна иметь стабильную государственную поддержку.
Особое место в институциональной среде сельскохозяйственной кредитной кооперации принадлежит государству, которое должно выработать проблемно-целевую модель системы регулирования, ориентированную на создание условий, способствующих устойчивому режиму функционирования сельскохозяйственной кредитной кооперации (преодоление проблем), рассматриваемому в качестве одного из базисных условий устойчивого развития сельских территорий.
Концептуальные аспекты государственного регулирования развития сельскохозяйственной кредитной кооперации базируются на следующих принципах:
- учет макроэкономической политики в процессе обеспечения устойчивого развития сельских территорий.
- сочетание в инструментарии регулирующего воздействия средств, отвечающих императивам рыночного хозяйства и учитывающие приоритеты социально-экономических целей развития аграрной экономики.
В институциональной среде сельскохозяйственной кредитной кооперации регулятор должен занимать важное место, и призван всемерно содействовать ее развитию, а это требует не только методологически четкого понимания функций системы регулирования развития, но и наличия адекватных подходов к оценке ее эффективности.
Основополагающим фактором, способствующим становлению и развитию сельскохозяйственной кредитной кооперации, как полноправного участника финансового рынка, является создание качественной нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность кредитных кооперативов различного уровня.
Финансово-экономическое регулирование деятельности сельскохозяйственных кредитных кооперативов должно осуществляться посредством соответствующих нормативов, введенных в действие законодательно либо уполномоченным органом. В их число включаются нормы, обеспечивающие экономическую стабильность кредитных кооперативов как финансовых институтов за счет поддержания минимального размера и достаточности капитала кооператива, его ликвидности и платежеспособности, регулирования риска при совершении тех или иных ссудо-заемных операций. Безопасность кредитного кооператива во многом определяется тем, насколько его деятельность отвечает этим экономическим параметрам.
Для успешной деятельности сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов необходимы единые стандарты их деятельности и бухгалтерского учета, в частности: а) понятийный аппарат; б) организационноправовые стандарты кредитных потребительских кооперативов; в) стандарты процедур управления; г) стандарты деятельности кредитного потребительского кооператива; д) финансовые стандарты; е) бухгалтерские стандарты.
Особенность действующих финансовых и экономических стандартов в российских условиях заключается в полном отсутствии системы государственных стандартов для сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.
Система управления сельскохозяйственной кредитной кооперации должна отвечать следующим требованиям: управленческие решения должны приниматься с учетом местных, региональных и общегосударственных условий, а также последствий не только в краткосрочной, но и в среднесрочной и долгосрочной перспективе; управленческие решения принимаются на основе полной и достоверной информации; система управления позволяет решать задачи в интересах сельскохозяйственной потребительской кооперации и пайщиков на всех уровнях: местном, региональном и федеральном; уровни принятия решений по управлению распределены в зависимости от вопросов, по которым решения принимаются. Принятые на соответствующем уровне решения рассматриваются, как обязательные для всех сельскохозяйственной потребительской кооперации и могут быть отменены или изменены только в исключительных случаях.
Высокая эффективность и стабильность деятельности сельскохозяйственной потребительской кооперации не могут быть достигнуты без создания системы надзора и контроля.
Необходимость регулирования и надзора определяется особенностями деятельности кредитных кооперативов, которые работают главным образом на основе привлеченных средств, в том числе денежных средств пайщиков. Поэтому, в целях поддержания стабильности системы сельскохозяйственной кредитной кооперации и защиты интересов пайщиков, необходим надзор и контроль за деятельностью сельскохозяйственной потребительской кооперации, как со стороны государства так и кооперативного сообщества.
Оценка состояния и динамики развития сельскохозяйственной кредитной кооперации России и ее регионов позволяет сделать вывод о том, что сельскохозяйственная потребительская кооперация обладает достаточным экономическим потенциалом, имеет высокое значение показателей использования привлеченных ресурсов, но использование имеющегося у них ресурса пока не является реальным приоритетом государственной и аграрной политики в частности.