Присутствие на российском финансовом рынке кредитных потребительских кооперативов – важная составляющая дополняющей альтернативы к деятельности банков в финансовом обеспечении всех слоев населения страны. Кредитные потребительские кооперативы вносят свой вклад в развитие экономики малых населенных пунктов регионов, в которых они представлены, в виде налоговых отчислений, легализации финансовых потоков, трудоустройстве населения, поддержки малого и среднего бизнеса, фермерских хозяйств, благотворительной помощи детям, инвалидам, общественным и религиозным организациям, повышения финансовой грамотности населения. И просто помогают жить и решать все свои насущные проблемы своим пайщикам, являясь, иногда, единственными в своих селах и городах организациями, оказывающими финансовые услуги.
Однако в развитии и совершенствовании кооперативного кредитного движения, особенно в настоящее время, несмотря на то, что кооперативы занимают свою немалую нишу, существует ряд проблем. Основными из них являются законодательная база, споры с налоговыми органами, отсутствие концептуальных положений по нормативному регулированию налогового учёта, налогообложению и налоговому планированию.
Сейчас кредитной кооперации присущ целый ряд проблем. Перечислим основные из них:
1. Недостаток средств фонда финансовой взаимопомощи. С этой проблемой сталкиваются чаще всего начинающие кооперативы. Население с недоверием относится к новым явлениям в их регионе, большинство из них ни разу не слышала про кредитные кооперативы и, соответственно, у начинающих кооперативов возникает дефицит привлечённых сбережений. Банки помогать отказываются. Во-первых, обеспечение кредита – как таковое банки рассматривают зачастую только недвижимость, иномарки, золото и драгоценности. Во-вторых, оценка вышеуказанного имущества предприятия осуществляется обычно на 50% ниже её реальной рыночной стоимости, что сильно снижает сумму возможного кредита. В-третьих, процент по кредитам непомерно высок и примерно в 10 раз выше европейской ставки ипотечного кредита, которая колеблется около уровня в 2-3% в год. При этом срок рассмотрения запроса на кредит может доходить до нескольких месяцев и потребовать предоставления большого количества документов.
2. Количество административных барьеров постепенно снижается, но их система остается нестабильной и поэтому отнимает много сил и времени. Избыточное государственное регулирование деловой активности - так называемые административные барьеры негативно сказываются на микрофинансовом рынке. Следуют отметить значительное число проверок организаций со стороны органов контроля и надзора, а также продолжительные по времени процедуры получения необходимых разрешений и согласований в различных инстанциях.
В настоящее время все большую актуальность приобретают вопросы защиты персональных данных и соблюдения обязательных требований законодательства при их обработке в микрофинансовом институте: кредитном кооперативе или микрофинансовой организации. На наш взгляд, для этого существует ряд объективных причин.
Во-первых, в последней редакции ФЗ «О персональных данных» 152-ФЗ (далее – 152-ФЗ) персональными данными признается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Таким образом, в каждой организации производится обработка (по сути, любое действие) персональных данных, то есть КАЖДЫЙ микрофинансовый институт является оператором персональных данных в смысле 152-ФЗ и обязан соблюдать все требования законодательства в данной сфере.
Во-вторых, по состоянию на март 2012 г. мероприятия по контролю и надзору с разной степенью благополучности (от полного соблюдения требований законодательства в сфере обработки ПДн до получения значительного количества предписаний об устранении выявленных нарушений и выписывания штрафов) прошли уже несколько десятков кредитных кооперативов, микрофинансовые организации в плане проверок Роскомнадзора (Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций) на 2012 год не значатся, однако в отношении них могут быть проведены при наличии оснований внеплановые проверки. Среди участников микрофинансового рынка уже сложилось понимание необходимости соблюдения требований законодательства в данной сфере.
Ещё большую настороженность вызывает Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», согласно которому на кредитные потребительские кооперативы распространяется обязанность принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
В частности, кредитные потребительские кооперативы обязаны:
- разрабатывать и утверждать правила внутреннего контроля и программы его осуществления в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ его осуществления;
- сообщать в Росфинмониторинг обо всех операциях, подлежащих обязательному контролю;
- проходить обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
3. Недостаточная подготовка руководящих кадров. Значительная часть кредитных кооперативов создается людьми, не имеющими опыта ведения своего бизнеса или поменявшими его направление. Часто эта причина ведёт предприятия к разорению из-за отсутствия даже общего, на уровне научно-популярных изданий, понимания бухгалтерского и управленческого учета. Но хуже всего — это когда кредитные кооперативы возглавляют мошенники, которые в развитии организации видят свою собственную выгоду, тем самым они ставят под удар всю систему кредитной кооперации.
4. Отсутствие или слабое развитие организаций инфраструктурной поддержки системы кредитной кооперации. На данный момент создано множество организаций, оказывающих поддержку в развитии кредитных кооперативов: Союзы (Ассоциации) кредитных кооперативов, кредитные кооперативы второго уровня, третейские суды, коллекторские агентства и т. д. Тем не менее, данные организации работают порознь, нет единства функционирования всей системы кредитной кооперации.
5. Нехватка информации, которая выражается в:
- отсутствии поддержки руководителей и работников кредитных кооперативов в решении каких-либо вопросов;
- отсутствии единых стандартов и правил в деятельности кредитных кооперативов;
- отсутствием единого учебного (аналитического) центра, осуществляющего анализ и сбор информации о деятельности кредитных кооперативов;
- отсутствием единой статистической информации о рынке микрофинансирования.
6. Негативные факторы внешней среды и конъюнктуры рынка. В частности, наблюдается постепенное снижение платёжеспособности населения в ряде регионов. Данная проблема резко повышает кредитные риски микрофинансовых организаций. Растёт конкуренция между КПК и микрофинансовыми организациями.
7. Несовершенство налогового законодательства. Ещё в 2008 году на одного из руководителей кредитного кооператива было возбуждено уголовное дело в связи с неуплатой налога на прибыль. Кооператив, находясь на общей системе налогообложения, займы выдавал под проценты и на расходы брал обоснованные экономические затраты (зарплата, налоги, аренду и т.д.). Но так как это внереализационная деятельность, на затраты можно было бесспорно брать только проценты по сбережениям. Возбуждение уголовного дела в отношении руководителя организации, членами которой являются жители маленького населенного пункта, могло привести к тому, что обеспокоенные члены кооператива, имеющие сбережения, пошли бы снимать их досрочно. Что стало бы с кооперативом?
8. Низкая квалификация персонала. Кредитные кооперативы часто испытывают проблемы с обучением, подготовкой кадров, повышением их квалификации. Отсутствует единая стандартизированная учебная программа, остро ощущается нехватка методических и учебных материалов. В условиях конкуренции лучших специалистов в финансовой сфере получают банки, которые могут предложить более высокий уровень оплаты труда и социальный пакет.
9. Нестабильность законодательства. Ещё 2 года назад крупным преимуществом кредитных кооперативов по сравнению с банками было «Независимость от ЦБ РФ». Сейчас, после принятия нового закона о налогообложении сбережений кооперативы в пополнении фонда финансовой взаимопомощи стали сильно зависеть от изменения ставки рефинансирования ЦБ РФ, а назначение мегарегулятора в лице ЦБ привело к тому, что кредитные кооперативы стали подведомственны Центробанку. Представители рынка кооперативного кредита опасаются, что ЦБ РФ может слишком сильно «зарегулировать» рынок.
10. Проблема продвижения микрофинансовых услуг на рынке. Многие кредитные кооперативы обладают ограниченными возможностями в привлечении некооперированного населения, в организации рекламы и продвижении финансовых продуктов на рынке, испытывают трудности в поиске новых пайщиков. Проведение маркетинговых исследований микрокредитными организациями еще не стало распространенной практикой, что повышает вероятность принятия ошибочных решений и связанных с ними финансовых потерь.
Кредитные кооперативы, как правило, не имеют средств для рекламирования своих товаров и услуг. Население, обладающее низкой финансовой грамотностью, часто попадается на удочки мошенников и ростовщиков, что негативно сказывается на всём финансовом рынке.
Полностью устранить или существенно ограничить действие всех негативных факторов можно как с помощью мер государственной поддержки рынка микрофинансирования в рамках специализированных программ, так и с помощью специализированных организаций инфраструктурной поддержки системы кредитной кооперации.