Немецкие кооперативные банки осуществляют свою деятельность в соответствии с Законом ФРГ от 1 мая 1889 г. «О трудовых и экономических кооперативах» (в редакции от 16 октября 2006 г.) (далее — Закона «О кооперативах»), а также в соответствии с Законом Федеративной Республики Германии от 5 декабря 1934 г. «О кредитном деле» (в редакции от 26 июня 2012 г.) (далее — Закон «О кредитном деле») и подлежит обязательному лицензированию Федеральным агентством по надзору за кредитными институтами.
В отличие от Германии в России существуют две модели регулирования кредитной кооперации. Первая модель действует в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (в редакции от 30 ноября 2011 г.) (далее - ФЗ «О кредитной кооперации»), регулирующего деятельность кредитных кооперативов в целом, за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов. Вторая модель - отраслевая - функционирует в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 8 декабря 1995 года № 193-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации» (в редакции от 3 декабря 2011 г.) (далее - ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации") и регулирует деятельность сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.
В ФРГ сформирована эффективно функционирующая система регулирования деятельности кредитных кооперативов. Согласно параграфам 4-10 Закона «О кооперативах» основание кооператива в Германии разрешается в случае наличия не менее трёх членов-основателей (до 2006 г. - до семи членов-основателей), внесения в единый реестр кооперативов, наличия устава, образования резервного фонда и наличия определённых органов управления кооперативом. Кооперативам с числом членов-пайщиков до 20 человек достаточно иметь одного директора без наблюдательного совета (до 2006 г. необходимо было иметь 2 директоров и 3 членов наблюдательного совета), при этом функцию наблюдательного совета должно выполнять общее собрание членов-пайщиков. Кооперативам с числом членов-пайщиков свыше 20 человек необходимо иметь двух директоров (членов правления) и 3 членов наблюдательного совета. Членам наблюдательного совета запрещено одновременно занимать должность директора кооператива. С 2006 г. разрешается также участие при создании кооператива в форме вещей (к примеру, мебели). Закон «О кооперативах» не устанавливает величину минимального паевого капитала кооперативов, что является одним из отличий кооператива от ООО и АО, для которых установлена величина уставного капитала. Член-пайщик обязан внести минимум один пай в паевой капитал кооператива, однако устав кооператива допускает внесение членом-пайщиком и более одного пая в паевой капитал, но при этом член-пайщик независимо от количества вложенных паёв имеет один голос на общем собрании.
Россия. Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» оставляет не отрегулированными вопросы построения многоуровневой системы сельскохозяйственной кредитной кооперации, так как в данном законе не сформулированы требования к кооперативам регионального и межрегионального уровней, их функции, набор допустимых операций, в частности, порядок осуществления межкооперативных займов. Кроме того, согласно данному Федеральному закону большинство финансовых нормативов носят рекомендательный характер, что на практике приводит к значительному превышению обязательств кредитных кооперативов над размером собственного капитала и отсутствию системы страхования сбережений. В законе не зафиксированы правила и нормативы системы гарантирования и страхования сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, что в случае очередного экономического кризиса может привести к резкому снижению ликвидности кооперативов при изъятии сбережений членами.
Федеральный закон «О кредитной кооперации» в отличие от Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» устанавливает дополнительные финансовые нормативы для кредитных кооперативов, а также подробно описывает порядок создания кредитными кооперативами кооперативов второго уровня и требования к ним для обеспечения финансовой устойчивости. Так, согласно пункту 5 статьи 35 ФЗ "О кредитной кооперации" кооперативы второго уровня должны иметь минимальный размер паевого фонда 10 млн. b по истечении месяца с момента создания и 50 млн. b спустя год. Количество членов-пайщиков кредитного кооператива второго уровня должно составлять не менее пяти кредитных кооперативов первого уровня.
Германия. В 1889 г. в немецких кредитных кооперативах был введён обязательный аудит. В настоящее время обязательный аудит осуществляется, как правило, 1 из 8 аудиторских союзов. Согласно параграфу 53 Закона «О кооперативах» каждый внесённый в реестр немецкий кооператив обязательно должен являться членом аудиторского союза. Если кооператив выходит из своего аудиторского союза, ему необходимо вступить в другой аудиторский союз в срок, установленный судебными органами. При создании кооператива должна быть проведена проверка аудиторским союзом. Кроме того, если балансовая сумма превышает 2 млн евро, аудиторская проверка должна проводиться один раз в год, если меньше указанной суммы — 1 раз в 2 года. В отличие от ООО и АО, для которых разрешается свободный выбор аудиторов, кооперативы данного права свободного выбора аудиторов не имеют. Проверка кооперативов осуществляется исключительно кооперативным аудиторским союзом, членами которого данные кооперативы являются. Кооперативные аудиторские союзы, в свою очередь, один раз в три года подвергаются обязательной аудиторской проверке.
Россия. Каждый кооператив и союз кооперативов в России в обязательном порядке входят в один ревизионный союз по их выбору, а также подлежат обязательной ревизии минимум один раз в два года, осуществляемой ревизионным союзом, в состав которого они входят. Согласно статье 31 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» ревизионный союз может быть создан не менее 25 кооперативами-учредителями. Ревизионный союз обязан являться членом одной из саморегулирующихся организаций и быть включенным в единый реестр ревизионных союзов и ревизоров-консультантов, который ведется указанной саморегулируемой организацией. Согласно пункту 4 статьи 33.1 ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" в саморегулируемую организацию входят не менее 40 ревизионных союзов, и некоммерческая организация должна функционировать в качестве аудиторского союза сельскохозяйственных кооперативов или ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов не менее трех лет. Таким образом, одна саморегулирующаяся организация ревизионных союзов должна объединять не менее 1000 кооперативов, что ограничивает возможность создания новых саморегулируемых организаций ревизионных союзов.
В настоящее время функции ревизионных союзов на федеральном уровне выполняют: саморегулируемая организация ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов "Российский союз "Чаянов" и Российская саморегулируемся организация ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов союз "Агроконтроль", которые объединяют через ревизионные союзы около 2700 сельскохозяйственных кооперативов, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы.
В отличие от ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» пункт 5 статьи 35 ФЗ «О кредитной кооперации» предписывает, что кредитные кооперативы первого уровня должны стать членами саморегулируемой организации в течение трёх месяцев со дня создания кредитных кооперативов. До вступления в саморегулируемую организацию кредитным кооперативам не разрешается принимать денежные вклады пайщиков и принимать новых членов кооператива. Свой статус саморегулируемая организация получает при условии объединения в ее составе не менее 100 кредитных кооперативов или не менее 5 кредитных кооперативов, совокупное число пайщиков которых превышает 100 тысяч.
СРО контролирует соблюдение кредитными кооперативами законодательства РФ в сфере кредитной кооперации, положений их уставов, правил и стандартов СРО. Для реализации данной функции СРО обладает правом проводить проверки кредитных кооперативов (как плановые, так и внеплановые). СРО проверяет один и тот же кредитный кооператив не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год.
Германия. Согласно параграфу 80 Закона «О кооперативах» кооператив подлежит принудительной ликвидации в случае, если количество членов кооператива сократилось до количества менее 3 членов-пайщиков. При этом директор кооператива обязан подать заявление о ликвидации кооператива в судебные органы. Если заявление в течение шести месяцев не было подано в суд, судебные органы по истечении этого срока осуществляют ликвидацию в принудительном порядке. Кроме того, согласно параграфу 81 Закона «О кооперативах» кооператив подлежит принудительной ликвидации судебными органами в случае, если не выполняются обязательные для существования кооператива условия.
Согласно статье 4 пункта 11 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» для образования кооператива необходимо не менее пяти граждан - членов-пайщиков кооператива или не менее двух юридических лиц, причем каждый член-пайщик (в том числе юридическое лицо) имеет один голос. Численность членов-пайщиков кредитного кооператива должна быть не менее чем 15 граждан и (или) пять юридических лиц. Членами кредитного кооператива не могут быть государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также акционерные общества, акции которых находятся в государственной собственности.
Согласно ФЗ «О кредитной кооперации» кооператив может быть создан одновременно физическими и юридическими лицами. Юридические лица при этом не могут сами быть кредитными кооперативами. Число учредителей в этом случае должно быть не менее 7 лиц. В случае выхода пайщиков из кредитного кооператива и уменьшения их количества ниже минимального порога кредитный кооператив в течение 6 мес. должен принять меры по увеличению их количества. Согласно ч. 3 ст. 10 Закона, если в течение 6 месяцев количество членов остаётся меньше минимального количества, кооператив должен принять решение о ликвидации.
Германия. Согласно параграфу 2 Закона «О кооперативах» за обязательства немецкого кооператива кредиторы могут привлекать к ответственности активы самого кооператива. В случае невозможности кооператива нести ответственность за свои обязательства, Правление кооператива должно в течение 3-х недель с момента установления данной ситуации заявить о начале процедуры банкротства. В рамках процедуры банкротства кооперативов сначала используются требования и резервы кооператива для удовлетворения требований кредиторов. Далее непокрытые долги покрываются за счёт активов кооператива. В случае исчерпания активов кооператива покрытие дальнейших долгов происходит за счёт финансовой ответственности членов-пайщиков. В Германии ответственность членов-пайщиков кооператива ограничена внесенным паем, а также указанной в Уставе кооператива величиной платежа пайщика для покрытия долгов в случае банкротства кооператива. Согласно параграфу 119 Закона «О кооперативах» в случае указания в уставе кооператива величины платежа пайщика для покрытия долгов при банкротстве кооператива данная величина должна быть не ниже размера внесенного пая.
Россия. Гражданский кодекс РФ, ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», а также ФЗ «О кредитной кооперации» предусматривают субсидиарную ответственность членов кооператива за деятельность кооператива -ответственность членов кооператива в случае невозможности кооператива удовлетворить требования кредиторов. Законодатель разрешает установление размера и условий данной ответственности в уставе кооператива. Однако проблема заключается в том, что фактически полная ответственность трудно реализуема на практике. Для увеличения финансовой стабильности кооперативов, на наш взгляд, необходимо введение на федеральном уровне обязательных к исполнению финансовых норм, проведение ежегодных обязательных ревизий, а также создание гарантийных фондов. Это позволило бы отказаться от субсидиарной ответственности членов-пайщиков, что повысило бы привлекательность членства в кооперативах.
Кредитные кооперативы Германии имеют собственную систему гарантийных фондов. Первые региональные гарантийные фонды образовались в 30-е годы XX в. Немецкие народные банки имели с 1934 г. свой гарантийный фонд, банки Райффайзена с 1941 г. - фонд взаимопомощи. В 1967 г. народные банки образовали гарантийный союз. С образованием Федерального союза банков Райффайзена в 1972 г. все существующие гарантийные фонды кооперативных банков были объединены в единый гарантийный фонд. Правовой основой для создания гарантийного фонда Федерального союза банков Райффайзена является устав гарантийного фонда. Сформированный из взносов кооперативных банков гарантийный фонд юридически принадлежит не региональным союзам кооперативов, а Федеральному союзу банков Райффайзена. В настоящее время взнос кооперативных банков в гарантийный фонд составляет в среднем 0,5% от требований к клиентам и задолженности. По результатам анализа балансовой отчетности кооперативные банки ежегодно подразделяются на восемь классов. В зависимости от класса устанавливается размер обязательного взноса в гарантийный фонд.
В России в качестве мер защиты средств членов-пайщиков для покрытия непредвиденных расходов пункт 6 статьи 34 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» требует формирования резервного фонда в размере не менее 10 процентов от паевого фонда кооператива. Как показывает практика, данный размер минимального резервного фонда недостаточен и должен исходить от балансовой суммы кооператива.
Согласно ст. 39 ФЗ «О кредитной кооперации» предусматриваются 2 формы обеспечения имущественной ответственности пайщиков: создание компенсационного фонда и страхование риска ответственности кредитных кооперативов за нарушение договоров передачи личных сбережений. Компенсационный фонд формируется, прежде всего, за счёт взносов кредитных кооперативов — членов СРО. Также туда зачисляются доходы СРО, полученные от размещения и инвестирования средств, за вычетом расходов, связанных с таким инвестированием. Размер ежегодных обязательных платежей в фонд для каждого кооператива должен составлять не менее 0,2% среднегодовой величины его активов. Активы представляют собой совокупность имущества и денежных средств, принадлежащих кооперативу (здания, сооружения, машины и оборудование, материальные запасы, банковские вклады, ценные бумаги, патенты, авторские права). В широком смысле слова — любые ценности, обладающие денежной стоимостью. Платежи кредитного кооператива в компенсационный фонд СРО производятся до тех пор, пока сумма всех платежей не будет равноа 5% величины активов кредитного кооператива.
С 1973 г. в Германии кредитные кооперативы имеют право проведения кредитных операций с потенциальными клиентами, не являющимися членами-пайщиками кооператива.
В отличие от кооперативных банков в Германии российские кредитные кооперативы не имеют права выдавать займы лицам, не являющихся членами кредитного кооператива, и привлекать средства в виде займов от данных лиц, эмитировать и покупать ценные бумаги. Запрет привлекать средства в виде займов от лиц, не являющихся членами кооператива, вынуждает российские кооперативы, желающие получить заемные ресурсы от потенциальных инвесторов, включать этих инвесторов в состав членов кооператива. Это предоставляет инвестору возможность получения внутренней информации о кооперативе. Однако в силу субсидиарной ответственности членов кооператива не все инвесторы готовы стать членами кооператива, что ограничивает возможность привлечения финансовых ресурсов.
Согласно параграфу 19 Закона «О кооперативах» в Германии членам-пайщикам кооперативных банков по итогам финансовой деятельности кооператива в зависимости от величины пая члена выплачиваются дивиденды. Дивиденды являются одним из инструментов, призванных мотивировать граждан к участию в кооперативе. Тем не менее, основной целью деятельности кооператива является не прибыль, а удовлетворение потребностей членов-пайщиков, которое проявляется в обеспечение доступа членов-пайщиков к финансовым ресурсам по наиболее низким процентным ставкам.
В России согласно с. 13 ФЗ «О кредитной кооперации» информация о деятельности кооператива является открытой для пайщиков. Они вправе обращаться в правление кооператива для получения необходимой информации. Кроме того, поскольку общее собрание утверждает смету доходов и расходов кооператива, годовую бухгалтерскую отчётность, а пайщики участвуют в работе общего собрания, то члены кооператива вправе знакомиться с указанной информацией. Указанная информация является весьма важной как для работы кооператива в целом, так и для каждого отдельного пайщика. Исходя из размера прибыли кооператива пайщикам будут начисляться дивиденды на их пай (если собрание примет такое решение), а в случае убытка пайщикам придётся компенсировать расходы кредитного кооператива посредством внесения дополнительных взносов.
Немецкие кооперативные банки являются акционерами центральных кооперативных банков. В России, в связи с запретом на покупку кредитными кооперативами акций и осуществление других операций на финансовых и фондовых рынках, кредитные кооперативы не вправе выступать учредителями акционерного общества или её акционерами, а в случае учреждения ими общества с ограниченной ответственностью не могут приобретать и реализовывать выпускаемые им облигации, что в свою очередь затрудняет в России образование центрального федерального кооперативного банка в форме акционерного общества.
Деятельность кредитных кооперативов в Российской Федерации, в отличие от Германии, не подлежит обязательному лицензированию Центральным Банком Российской Федерации. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 августа 2011 г. №717 «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» органом, регулирующим деятельность кредитных кооперативов, является ЦБ РФ, который уполномочен принимать дополнительные нормативно-правовые акты, устанавливать дополнительные финансовые нормативы, порядок размещения средств резервного фонда, вести реестр кредитных кооперативов и реестр саморегулирующихся организаций, контролировать кредитные кооперативы с количеством членов, превышающих 5 тысяч физических и юридических лиц и кредитные кооперативы второго уровня, а также обращаться в суд о ликвидации кредитного кооператива.
Анализируя действующее российское законодательство, можно сделать вывод, что единое правовое поле для регулирования деятельности всех кредитных кооперативов на территории Российской Федерации отсутствует. Следовало бы закрепить особый статус кооперативной собственности и выделить кооперативы в отдельную организационно-правовую форму. Для этого имеет смысл уточнить положения гражданского, налогового, финансового законодательства в части закрепления кооперативных принципов и кооперативной собственности, привести региональное законодательство в соответствие с федеральным, отрегулировать организационно-экономические механизмы воздействия по поддержке системы сельской кредитной кооперации и разработать государственную целевую программу её развития.