Развитие ипотечного кредитования является одним из приоритетных направлений стратегии банковского сектора Российской Федерации.
Для становления рынка ипотечного кредитования в России необходимо активное участие государства. Факторы, которые способствуют развитию системы ипотечного кредитования, непосредственно связаны с ее основными участниками. Ипотека позволяет согласовывать интересы:
- населения - улучшение жилищных условий;
- кредитных организаций - эффективная и приносящая прибыль работа;
- строительной отрасли - постоянная загрузка производства;
- государства - экономический рост страны.
Все эти направления необходимо поддерживать и создавать основу для их развития.
Согласно данным Банка России объем выдачи кредитов в I квартале 2009 г. составил 24,4 млрд руб., что в 6 раз меньше, чем за аналогичный период 2008 г. [1]. Во II квартале 2009 г. темпы роста сохранились на том же уровне. Совокупный объем кредитов, выданных во II квартале 2009 г., составил 30,8 млрд руб., что так же, как и в I квартале 2009 г., в 6 раз меньше, чем в аналогичный период 2008 г. (188,4 млрд руб.). Итог первого полугодия 2009 г. по выдаче ипотеки - 55,3 млрд руб. В количественном выражении в первом полугодии 2009 г. выдано 44 тыс. ипотечных кредитов, что почти в 5 раз меньше, чем в первом полугодии 2008 г. (213 тыс. ипотечных кредитов) [2]. При этом с марта 2009 г. начал планомерно снижаться объем ипотечной задолженности на балансах банков. По итогам 2008 г. он составлял 1,05 трлн руб., по состоянию на 1 июля 2009 г. - 1,01 трлн руб. (см. таблицу). Таким образом, полугодовая скорость погашения портфеля в текущих условиях составила 6% [3]. Во втором полугодии 2009 г. наметился небольшой прирост в выдаче кредитов. На 1 декабря 2009 г. объем выдачи ипотечных кредитов составил 124,45 млрд руб. Согласно данным, приведенным в табл. 1, задолженность по предоставленным ипотечным кредитам планомерно увеличивалась с 2008 г. и только в начале II квартала 2009 г. стала немного снижаться.
Таблица 1
|
Выдано кредитов физическим лицам накопленным итогом с начала года на дату |
Задолженность по предоставленным ипотечным кредитам накопленным итогом на дату, млрд руб. |
||
|
|
В том числе: |
||
|
Всего, млрд руб. |
жилищные кредиты, млрд руб. |
из них: ипотечные кредиты, млрд руб. |
|
1.01.2008 г. |
3 558,72 |
650,19 |
556,49 |
611,22 |
1.04.2008 г. |
957,04 |
174,10 |
150,76 |
704,97 |
1.07.2008 г. |
2 232,50 |
392,70 |
339,18 |
825,04 |
1.10.2008 г. |
3 424,67 |
614,51 |
537,46 |
974,51 |
1.01.2009 г. |
4 064,53 |
758,47 |
650,58 |
1 057,10 |
1.02.2009 г. |
н/д |
7,93 |
6,62 |
1 079,06 |
1.03.2009 г. |
н/д |
17,99 |
15,21 |
1 081,54 |
1.04.2009 г. |
456,77 |
31,92 |
24,59 |
1 049,92 |
1.05.2009 г. |
685,47 |
43,58 |
34,37 |
1 037,84 |
1.06.2009 г. |
906,75 |
54,60 |
44,09 |
1 018,26 |
1.07.2009 г. |
1 173,19 |
68,27 |
55,43 |
1 011,58 |
1.08.2009 г. |
1 405,70 |
82,26 |
67,38 |
1 018,58 |
1.09.2009 г. |
1 635,34 |
96,16 |
78,64 |
1 013,57 |
1.10.2009 г. |
1 868,46 |
111,49 |
91,54 |
1 002,94 |
1.11.2009 г. |
2 109,61 |
130,41 |
107,79 |
995,64 |
1.12.2009 г. |
2 333,59 |
149,98 |
124,45 |
1 000,74 |
Цифры, представленные в таблице, подтверждают тяжелое финансовое положение, в котором оказались заемщики, поэтому реструктуризация ипотечных кредитов России в настоящее время актуальна. Следует отметить, что механизм реструктуризации ипотечных кредитов - это следствие кризиса, в ходе которого возросла просроченная задолженность по кредитам. Термин «реструктуризация» в научной и деловой литературе стал применяться после опубликования постановления Правительства Российской Федерации от 5.03.97 г. № 254 «Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет».
Кредитным учреждениям реструктуризация выгодна, поскольку реструктурированный кредит может быть выведен из просроченной задолженности, соответственно необходимые коэффициенты, прежде всего достаточность капитала и уровень просроченной задолженности, будут выглядеть лучше.
Реструктуризация ипотечных кредитов осуществляется через агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), включая партнеров АИЖК в регионах. Для этой цели было создано специальное юридическое лицо ОАО «Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов» (АРИЖК).
АРИЖК осуществляет реструктуризацию несколькими способами:
- с помощью кредита на погашение ранее предоставленного ипотечного кредита;
- с помощью предоставления дополнительного кредита, изменяющего порядок внесения платежей.
В первом случае новый полученный кредит полностью погашает старый и заемщик остается должен такую же сумму, но на новых условиях, возможно, с отсрочкой платежа, увеличением срока или изменением других параметров.
Во втором случае заемщик получает второй кредит, который позволяет ему не платить 12 месяцев по основному ипотечному кредиту. С 13-го месяца заемщику придется платить по двум кредитам сразу, разумеется, ежемесячный платеж будет складываться из двух сумм - суммы по первому кредиту и суммы по второму кредиту. При этом реструктуризация может осуществляться за счет средств кредиторов и средств АРИЖК или только за счет средств кредитора. Совместное осуществление реструктуризации и установление общих правил и принципов проведения таких операций являются реальной помощью государства, так как весь уставный капитал АИЖК принадлежит Правительству Российской Федерации.
На помощь могут претендовать заемщики, которые получили ипотечный кредит до 1 декабря 2008 г. и у которых заметно сократились доходы, в частности вследствие потери работы, а также заемщики, которые взяли кредит в иностранной валюте или с плавающей процентной ставкой. На государственную поддержку может также рассчитывать только тот заемщик, который до получения кредита не имел собственного жилья. Помимо этого был установлен ряд ограничений, связанных с материальным положением заемщика и состоянием его задолженности по кредиту.
По данным Минэкономразвития России, реально обратившихся за реструктуризацией заемщиков оказалось в несколько раз меньше, чем прогнозировали в АРИЖК. За 2009 г. было реструктурировано 28 450 тыс. кредитов, а не 100 тыс., как прогнозировалось в 2009 г. (табл. 2). Кроме того, за аналогичный период 2008 г. эта сумма составила 26 662 тыс. кредитов. Сильно также отличаются активность заемщиков и объемы реструктуризации по федеральным округам (табл. 3). Аидерами в объемах рефинансирования ипотечных кредитов за последний квартал 2009 г. стали Приволжский и Сибирский федеральные округа. В Дальневосточном федеральном округе за последних три месяца 2009 г. было реструктуризировано 348 кредитов на сумму 441,89 млн руб., это наименьший объём рефинансированных кредитов по всем округам.
Таблица 2
Объём рефинансирования Агентством
2008 г. |
шт. |
млрд руб. |
2009 г. |
шт. |
млрд руб. |
Январь |
751 |
0,65 |
Январь |
1980 |
2,01 |
Февраль |
1933 |
1,64 |
Февраль |
2631 |
2,93 |
Март |
2804 |
2,47 |
Март |
2755 |
2,79 |
Апрель |
3158 |
2,86 |
Апрель |
1430 |
1,61 |
Май |
3067 |
2,83 |
Май |
1463 |
1,63 |
Июнь |
2389 |
2,54 |
Июнь |
1752 |
1,94 |
Июль |
2346 |
2,38 |
Июль |
1564 |
1,72 |
Август |
2606 |
2,87 |
Август |
1766 |
1,71 |
Сентябрь |
1770 |
2,00 |
Сентябрь |
1982 |
1,90 |
Октябрь |
1017 |
1,11 |
Октябрь |
2432 |
2,30 |
Ноябрь |
2033 |
2,18 |
Ноябрь |
2858 |
2,68 |
Декабрь |
2788 |
2,89 |
Декабрь |
5837 |
5,56 |
Итого за 2008 г. |
26 662 |
26,43 |
Итого за 2009 г. |
28 450 |
28,77 |
Таблица 3
Федеральный округ / регион |
Объем законтрактованных Агентством обязательств по рефинансированию ипотечных кредитов (займов) на период с февраля 2010 г. по июнь 2010 г., млн руб.* |
Суммарный объем фактически рефинансированных ипотечных |
Центральный федеральный округ (ЦФО) |
3737,06 |
1664,15 |
Северо-западный федеральный округ (СЗФО) |
2501,02 |
1060,33 |
Южный федеральный округ (ЮФО) |
1947,72 |
807,05 |
Приволжский федеральный округ (ПФО) |
6825,70 |
3623,83 |
Уральский федеральный округ (УФО) |
2757,19 |
1566,08 |
Сибирский федеральный округ (СФО) |
3598,81 |
3427,44 |
Дальневосточный федеральный округ (ДФО) |
938,44 |
441,89 |
ИТОГО |
22 305,94 |
12 590,78 |
Анализ Правил реструктуризации в 2009 г. ипотечных жилищных кредитов для отдельных категорий граждан позволяет сделать вывод, что государство пытается защитить только наиболее незащищенные категории граждан, приобретавших в кредит квартиры эконом-класса.
Банковская система России накопила весомый груз внутренних рисков, связанных со стремительным развитием и ростом объемов кредитования экономики в последние годы. Россия, как и прочие страны, пережившие быстрый рост кредитования, оказалась не в состоянии избежать быстрого накопления так называемых плохих кредитов. Причинами их роста явились снижение стандартов кредитования в процессе стремительного роста кредитного портфеля коммерческих банков, неадекватность системы контроля за рисками, обусловленная отсутствием накопленной практики и статистической информации по своевременному возврату кредитов всех видов, отсутствие централизованной системы бюро кредитных историй и прочие факторы [4].
Перспективы развития ипотеки определяются факторами развития экономики страны. Ипотека в данном случае - это отражение тех процессов, которые происходят в экономике в целом.
Сегодня основные усилия банков направлены не столько на увеличение объемов кредитования, сколько на поддержание качества текущего портфеля и на минимизацию просроченной задолженности, поэтому важно рационально подходить к вопросу реструктуризации кредита. Поддержка государства позволит смягчить проблему задолжности по ипотечным кредитам и дать возможность заемщикам укрепить свое финансовое положение. Однако, очевидно, что многие заемщики не смогут выйти из трудного финансового положения даже при помощи АИЖК. Во-первых, участие в программе могут принять далеко не все заемщики, поскольку необходимо соответствовать определенным критериям. Во-вторых, реструктуризация - это не субсидия, и государство полностью не освобождает заемщика от уплаты кредита. Оно предоставляет лишь отсрочку платежей, и после окончания действия договора необходимо вернуть все средства.
Для становления ипотечного жилищного кредитования требуется предоставление государственной поддержки в виде обеспечения финансовой устойчивости и принятия государством субсидиарной ответственности в силу закона по его обязательствам. Однако по мере развития ипотечного рынка и повышения оценки инвесторами надежности ипотечного покрытия роль и непосредственное участие государства должны постепенно снижаться. На этапе, когда в стране будет существовать развитый первичный и вторичный рынок ипотечного кредитования со стабильно большим числом его участников, сформируется достаточно высокий уровень конкуренции в сфере выдачи и сопровождения ипотечных кредитов, начнет функционировать ликвидный рынок ипотечных ценных бумаг с большим числом эмитентов.
При этом государство должно будет определить один из дальнейших путей трансформации деятельности АРИЖК: АРИЖК будет приватизировано и станет оператором вторичного ипотечного рынка с сохранением той или иной степени контроля государства над его деятельностью (блокирующий или контрольный пакет участия, золотая акция и пр.) либо государство сохранит его в собственности и возложит на него функцию кредитной поддержки для групп граждан с низкими доходами [5]. В любом случае такая практика государственной поддержки заемщика необходима и важна с точки зрения развития всей системы ипотечного кредитования и формирования рынка доступного жилья.
На наш взгляд, для совершенствования государственной поддержки ипотечного кредитования необходимо:
- создать качественную систему отчета кредитных организаций о количестве просроченных долговых обязательств. Это позволит рационально осуществлять финансовую поддержку заемщиков, выделяя необходимое количество денежных средств на реструктуризацию долгов;
- смягчить требования к заемщикам, которые собираются воспользоваться реструктуризацией. В настоящее время, чтобы воспользоваться помощью государства, необходимо соответствовать определенным критериям, Многие заемщики не отвечают требованиям стандарта реструктуризации, однако при этом не меньше нуждаются в помощи;
- продолжить курс государственной поддержки граждан после завершения кризиса. Необходимо, чтобы созданное в период финансовой неустойчивости АРИЖК продолжило свое существование и продолжало работать с кредитными организациями по поддержке заемщиков.
Источник: Проблемы теаории и практики управления, №3, 2010