На данном этапе развитие потребительской кооперации на селе выступает как одно из стратегических направлений сотрудничества сельского населения, позволяющее обеспечить расширенное воспроизводство отечественного сельского хозяйства и обеспечить население отечественными продуктами питания.
Деятельность потребительской кооперации выступает как составная часть системы свободного предпринимательства, позволяющая производителям сельхозпродукции успешно конкурировать на продовольственном рынке. В крупных кооперативных формированиях достигается наибольший экономический эффект производственной деятельности за счет объединения и концентрации материальных, трудовых и финансовых ресурсов, внедрения прогрессивных технологий, форм и методов хозяйствования.
В стране в последние годы создана правовая база по развитию кооперации на селе. Наиболее активно создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов наблюдалось после принятия приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Однако значительная часть этих кооперативов не работает по разным причинам.
Особое место среди них занимает кооперативная безграмотность работников управленческого труда в аграрном секторе экономики, а также отсутствие добротных научно обоснованных рекомендаций по созданию и организации эффективной работы сельскохозяйственных потребительских кооперативов и их структур на разных уровнях.
Практические работники очень нередко сталкиваются с трудностями по налаживанию работы вновь созданных сельскохозяйственных кооперативов как производственных, так и потребительских.
В этой связи полагаем целесообразным создать в стране на базе одного из действующих научно-исследовательских институтов или вузов создать научный мозговой кооперативный центр, который мог бы стать генератором кооперативных идей, на научной основе формировать отечественную кооперативную систему, вести научно-исследовательскую работу по кооперативной тематике, обобщать практический опыт кооперативной деятельности, как своей страны, так и ближайшего зарубежья, вырабатывать конкретные рекомендации по организации работы потребительских кооперативов на селе, готовить кооперативные кадры высшей квалификации для субъектов Российской Федерации.
Научно обоснованный процесс развития потребительской кооперации на селе позволит обеспечить в сельском хозяйстве повышение концентрации производства и переработки сельскохозяйственной продукции. В развитых странах наблюдается тенденция, когда общее число хозяйств сокращается за счет ликвидации мелких при одновременном увеличении крупных кооперативных предприятий и повышении их экономической эффективности.
Так, например, в аграрном секторе США особенностью развития современного аграрного сектора является усиление кооперации и активное участие аграрных корпораций. С помощью кооперативов они усиливают проникновение в сельскохозяйственное производство финансового капитала. При этом повышается роль государственной политики, особенно в сфере кредита. Ведущее место в системе американской фермерской кооперации занимает сбытовая кооперация. В функции сбытовых кооперативов входит прием, складирование, хранение, упаковка, транспортировка и реализация продукции. Сбытовые кооперативы США осуществляют переработку значительной части сельскохозяйственной продукции.
В европейских государствах наиболее перспективной формой аграрного производства являются фермерские кооперативы, которые здесь объединены в крупные отраслевые и территориально-отраслевые союзы. Между фермерами существуют простые горизонтальные связи, а более сложные имеют место при вертикальной кооперации (производство, переработка сельхозпродукции, торговля и т.п.). При этом ключевая роль принадлежит кооперативам, определяющим направление деятельности производителя и переработчика при учете сложившейся ситуации на рынке.
Во Франции сельская кооперация представлена союзами кооперативов, обществами коллективных сельскохозяйственных интересов, а также кооперативными организациями различных уровней (местными, региональными, национальными). Крупные кооперативные предприятия с высокой степенью вертикальной интеграции представлены в зерновой, молочной и мясной отраслях АПК Франции.
В Швеции и Дании наиболее развитыми являются сбытовые и перерабатывающие кооперативы. Через систему кооперативов осуществляется сбыт свыше 80% товарной продукции. Сельскохозяйственная кооперация занимает прочные позиции в экономике Швеции, чему во многом способствует проводимая государством политика поощрения развития кооперативного движения. В качестве основных инструментов используются: налоговые льготы кооперативам; субсидии, льготные кредиты; предоставление монопольного права на импорт сельскохозяйственных продуктов; импортные сборы; субсидирование экспорта.
Развитие кооперации сопровождается образованием крупных специализированных объединений - кооперативных союзов. Крупнейшими по числу членов и обороту являются Союз молочных ферм, Союз скотобоен, Союз снабженческо-сбытовых объединений. Все сельскохозяйственные кооперативы Швеции объединены в единый Национальный союз фермеров.
В Дании фермерские объединения создали ряд кооперативных компаний для организации материально-технического снабжения производства, лизинга и технического обслуживания сельхозтехники, а также для закупки на фермах готовой сельхозпродукции, ее дальнейшей переработки и реализации, в том числе и на экспорт. Около 50% средств производства для фермерских хозяйств поступает через кооперативные снабженческие организации и более 75% всей продукции перерабатывается и продается кооперативными сбытовыми организациями. В АПК Дании действует около 300 кооперативных обществ, союзов, предприятий и ассоциаций, сформированных фермерами на национальном, региональном и местном уровнях.
В сельском хозяйстве России, начиная с 1996 года, отмечается рост потребительских кооперативов. Из них около 20% - перерабатывающих, 29% - снабженческо-сбытовых, 31% -обслуживающих, 20% - кредитных. В ряде регионов (Волгоградская, Ростовская, Саратовская, Ярославская, Тюменская области) функционируют союзы кооперативов, учебно-консультационные центры. Перерабатывающие кооперативы производят мясную продукцию, сыр, творог и муку. Почти 20% всех заготовительных и перерабатывающих кооперативов сосредоточено в Центральном ФО.
В развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации значительную роль играет ОАО «Россельхозбанк», оказывая кредитную поддержку сельскохозяйственным снабженческо-сбытовым и перерабатывающим кооперативам. На его долю приходится более половины кредитных вложений в сельскохозяйственную отрасль: для малых форм хозяйствования - 65%, сельскохозяйственных потребительских кооперативов - 80%.
В целом же банки неохотно кредитуют сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Основная проблема сводится к отсутствию залогового обеспечения кредитов.
Существуют четыре направления формирования потребительских кооперативов: первое - по инициативе федеральных и региональных властей; второе - при поддержке других организаций, в том числе и международных; третье - по личной инициативе товаропроизводителей; четвертое - по инициативе товаропроизводителей в сочетании с поддержкой властей и других организаций.
Наиболее рациональным, как показывает практика, является образование кооператива по инициативе будущих членов, так как в этом случае более осознанными являются цели и задачи, ответственность за результаты деятельности, выше мотивация участия в управлении делами кооператива и контроле. В структуре членов кредитных кооперативов личные подсобные хозяйства занимают 68% и крестьянские (фермерские) хозяйства - 23%.
Развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации позволит крестьянским (фермерским) и личным подсобным хозяйствам решить проблемы сбыта сельскохозяйственной продукции собственного производства и другие вопросы малого бизнеса на селе.
Перспективным направлением является развитие кооперационных связей фермерских и личных подсобных хозяйств с сельхозпредприятиями по ремонту и обслуживанию техники на базе ремонтных мастерских, с сервисными службами по сбыту продукции и снабжению ресурсами.
Процесс кооперации может осуществляться по принципу многоступенчатой системы на микро-, мезо- и макроуровнях. Базисными первичными кооперативами (первого уровня) являются местные сельскохозяйственные кооперативы, которые могут объединяться в районные кооперативы (второго уровня). На уровне субъекта Федерации могут создаваться региональные кооперативы (кооперативы мезоуровня). На национальном уровне может быть создана организация (четвертого уровня), которая оказывает поддержку и помощь в работе организациям других ступеней.
Идеологами и организаторами формирования кооперативных структур должны выступать органы управления сельским хозяйством с использованием научных рекомендаций и опыта.
Союз сельскохозяйственных кооперативов России, выполняя функции главного координатора, может размещать заказы региональным и отраслевым кооперативным формированиям на производство и поставки продовольствия в государственные резервы страны.
Федеральный Союз сельскохозяйственных кооперативов может решать ряд вопросов: лоббирование интересов кооперативов перед исполнительной, законодательной и судебной властями, а также партнерскими организациями; координирование деятельности членов региональных кооперативов; разработку единой политики на рынке продовольствия, формирование цен на сельскохозяйственную продукцию; предоставление кооперативам информации, помощи в обучении, консультационных услуг, привлечении инвесторов.
Определенный опыт в этом направлении уже есть. Так, в Волгоградской области созданы отраслевые союзы сельхозпроизводителей. В Тюменской области функционируют потребительские союзы на районном уровне, в которые входят и производственные кооперативы. В Саратовской области получили распространение районные кооперативы.
Существенные резервы в сфере заготовок, переработки и реализации продовольственных товаров имеются в сотрудничестве сельхозпроизводителей и органов управления сельским хозяйством с потребкооперацией страны. Предприятия и организации системы потребительской кооперации во главе с Центросоюзом РФ имеют разветвленную торгово-закупочную сеть по всей территории страны, накопили многолетний опыт сотрудничества с личными подсобными и фермерскими хозяйствами, располагают материально-технической базой и опытными кадрами в сфере заготовок и сбыта продовольственных товаров.
Преимущество федеральных и региональных кооперативных союзов заключается в том, что с их помощью может быть осуществлена концентрация ресурсов в кооперативных объединениях, что обеспечивает преимущества от производственного масштаба, достижение мультипликативного эффекта всей системы.
Вертикально кооперированный территориально-производственный комплекс может объединять как отдельные предприятия, так и горизонтально функционирующие структуры на каждом уровне по переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции.
Основными преимуществами вертикально кооперированных структур являются: экономии на транспортных расходах; концентрации ресурсов в производственной цепочке; снижения рисков в снабжении сырьем и сбыте готовой продукции; создания региональных торговых марок и проведения маркетинговой политики с высокой эффективностью ценообразования относительно затрат в связи с возникающим эффектом масштаба; формирования действенных механизмов для выхода на внешние относительно региона рынки и захвата их соответствующих сегментов.
Одно из центральных мест в повышении устойчивости кооперативного формирования занимает система распределительных отношений в вопросах прибыли и возмещения убытков, подхода к размерам обязательных паев, кооперативных выплат, формирования паевых фондов. В зависимости от принятой системы взаиморасчетов могут быть разные варианты распределения конечных результатов между партнерами по кооперации.
При создании вертикально кооперированных территориально-производственных комплексов предусматривается упорядочение финансовых и товарных потоков, установление связей с постоянными производителями и потребителями продукции, уточнение требований к качеству продовольствия и условий ее поставки, предоставление товарных кредитов сельским товаропроизводителям для обеспечения процесса возделывания сельхозпродукции.
Наибольший эффект может быть достигнут при активном содействии государства, льготном кредитовании и налогообложении кооперативных предприятий.
Следует иметь в виду, что кооперация, охватывая процессы аграрного производства, подвергается действию инструментов экономической политики государства и всех ее составляющих - ценовой, кредитной, налоговой, страховой. Поэтому необходимо четкое разграничение и осуществление функций государственного регулирования на уровне федерации и регионов на основе согласованности и ответственности.
Сегодня большую роль в развитии кооперации играет государство, поскольку только рыночный механизм, не всегда может обеспечить не только расширенного, но и простого воспроизводства.
В последние годы в известной мере улучшилась нормативно-правовая база для развития кооперации.
Освоение кооперативных принципов хозяйствования позволит укрепить производственный потенциал хозяйствующих субъектов и активизировать процессы накопления капитала, увеличить объемы производства сельскохозяйственной продукции и обеспечить рост эффективности производства.
В целях стимулирования развития кооперации целесообразно принять меры по укреплению правового статуса и совершенствованию регулирования хозяйственной деятельности потенциальных кооператоров.
Одним из основных направлений государственной поддержки кооперации может быть участие государства на стартовом этапе развития кооперативов в формировании их основного капитала путем предоставления им долгосрочных кредитов под льготный процент.
Целесообразно установить оптимальный размер уставного капитала, льготы по размерам резервного фонда, субсидирование части организационных расходов на формирование банков, обучение персонала, приобретение оборудования.
Развитие кооперации в АПК России сдерживается несовершенством законодательной базы по вопросам землевладения и землепользования, налогообложения, стимулирования развития кооперативов, финансирования региональных программ развития кооперации. Все это требует внесения поправок в действующие законы, корректировки экономической политики на федеральном и региональном уровнях в сфере ценообразования, льготного кредитования кооперативов и освобождение кооперативов на ряд лет от уплаты налогов, развития рыночной инфраструктуры, разработка стратегических направлений технического перевооружения и развития материально-технической базы отраслей агропромышленного комплекса.
Анализ положения дел в АПК показывает, что в процессе проводимых реформ не удалось в полной мере использовать преимущества кооперации осуществить структурную перестройку в отраслях экономики, повысить эффективность использования материально-технических и трудовых ресурсов, создать механизмы социальной защиты населения. Не были полностью задействованы кооперативные принципы и возможности в становлении рыночной экономики и демократичного общества. Недооценка значимости кооперативных форм хозяйствования в переходный период свидетельствует о недостаточном кооперативном образовании кадров вследствие чего, общепризнанные кооперативные ценности являются порою неизвестными не только рядовым труженикам, но и нередко специалистам и руководителям.
В связи с этим представляется крайне важным обратить внимание на вопросы развития в отраслях и сферах АПК кооперативных форм и принципов, обеспечения кооперативным формированиям необходимой поддержки и создать для них эффективное правовое поле, что, в конечном итоге, будет способствовать не только укреплению экономики АПК, но и решению ряда социальных проблем, повышению трудовой занятости населения, борьбе с безработицей и бедностью. Объективно возникает необходимость разработки и практической реализации действенной политики и программы сотрудничества государства и кооперативов.
Такая политика должна базироваться, прежде всего, на принципах общности интересов и паритетности. Основным направлением деятельности государственных органов власти в сфере кооперации должно стать: 1) создание условий для развития всех видов кооперации и функционирования кооперативного сектора экономики, его поддержки и защиты; 2) активизация деятельности кооперативов в решении экономических проблем и реализации социальной политики государства в рамках совместных с государством программ сотрудничества; 3) использование кооперативных ценностей для укрепления основ демократии государства и формирования гражданского общества; 4) расширение сотрудничества кооперативов России с международным кооперативным движением.
Основные направления государственной политики поддержки кооперативов целесообразно определить с учетом стратегий развития и содержанием деятельности разных видов кооперации, а также предложений Международного кооперативного альянса.
Для всех видов и форм кооперации политика государственной поддержки должна предусматривать финансово-экономическое, правовое, внешнеэкономическое содействие. В рыночной экономике взаимодействие государства и кооперации приобретает особую значимость. Глобализация и широкомасштабные рыночные трансформации, капитализация экономики обусловливают необходимость кооперации мелкотоварного производства, чтобы занять достойное место в реальном секторе экономики.
В рекомендациях Международной организации труда (МОТ) «О содействии развитию кооперативов», отмечается, что «... правительства должны принимать меры в поддержку деятельности кооперативов, направленной на решение конкретных социальных и общественно-политических задач .».
Экономическая и социальная роль кооперативов отмечена в ряде законов и нормативных актов правительства и других органов государственной власти. В обобщенном виде в этих директивных материалах отмечается, что государство будет использовать и увеличивать
потенциал кооперативов для повышения эффективности развития национальной экономики, достижения целей социального развития в части искоренения нищеты, создания полной и производительной занятости населения и углубления социальной интеграции.
Отмечается необходимость поощрения и поддержки создания правовой основы содействия развитию кооперативных предприятий и стимулирования их к мобилизации капитала, разработке новаторских программ и содействию предпринимательской деятельности.
Подчеркивается, что кооперативы способствуют обеспечению максимально широкого участия в экономическом и социальном развитии всех групп населения, включая женщин, молодежь, пожилых людей и инвалидов, и становятся одним из важнейших факторов социально-экономического развития.
Потребительские кооперативы в России играют важную роль в развитии продовольственного рынка. В ряде случаев наблюдается тенденция сокращения доли кооперативов этого вида на потребительском рынке, что связано, главным образом, с обострением конкуренции и развитием процессов глобализации.
Производственные кооперативы различаются разнообразием видов деятельности. В условиях глобализации рынков и роста конкуренции кооперативы часто наталкиваются на экономические препятствия. В то же время в стране производственные кооперативы находят свои ниши в экономике, способствуют сокращению безработицы.
Кооперативы должны повсеместно признаваться в качестве юридических лиц и все организации и предприятия, учреждаемые кооперативным движением, должны быть равны с другими ассоциациями и структурами. Для достижения такого равенства необходимо, чтобы особые ценности и принципы кооперативов были полностью признаны желательными и полезными для общества, а также, необходимо принять надлежащие меры к тому, чтобы эти особые качества не являлись причиной, каких бы то ни было, дискриминаций и устремлений.
В этих целях необходимо создавать и поддерживать благоприятные условия для развития кооперативного движения. В рамках этого процесса можно было бы стремиться к налаживанию действенных партнерских отношений. В Рекомендациях МОТ 2002 года о содействии развитию кооперативов содержится следующее принципиально важное положение: «Признается, что кооперативы действуют во всех секторах экономики».
Тем самым Рекомендация призывает к устранению каких-либо ограничений сфер деятельности кооперативов, подчеркивает их универсальность и идентичность, а также провозглашает необходимость принятия мер, нацеленных на содействие укреплению потенциала кооперативов во всех странах независимо от уровня их развития. Выдвигается идея создания и расширения жизнеспособного и динамичного отдельного сектора экономики, включающего кооперативы.
В сбалансированном обществе должны сосуществовать сильные государственный и частный сектора, а также сильные кооперативы, общества взаимопомощи и другие общественные и неправительственные организации. Именно в этом контексте должны проводить политику и формировать правовые рамки, которые соответствовали бы характеру и функциям кооперативов, руководствуясь при этом кооперативными ценностями и принципами.
В настоящее время государственная политика по отношению к кооперативам в России в целом исходит из признания их ценностей и принципов, предоставляет кооперативам возможности развития, равные с организациями других форм собственности.
В рамках проводимых рыночных реформ в России осуществлено ряд мер по либерализации порядка регистрации кооперативов, лицензирования видов деятельности, проверки хозяйствующих субъектов различными государственными органами. Все это создает благоприятные возможности и условия для развития кооперативов как автономных и независимых организаций, управляемых своими членами и их представительными органами без вмешательства государства.
В России кооперация традиционно ощущала помощь и содействие со стороны правительства и государственных органов власти. Такая ситуация наблюдается и сейчас. Государство поддерживает кооперацию, создает возможности для ее деятельности.
Содействие правительства развитию кооперации укрепляет ее основы, повышает авторитет кооперативов, расширяет пропаганду кооперативных идей. В целях дальнейшего развития малых форм хозяйствования на селе необходимо со стороны Минсельхоза России усилить оказание помощи малому и среднему предпринимательству, в том числе путем: совершенствования налогообложения сельскохозяйственных потребительских кооперативов в части уплаты налога на прибыль и налога на имущество; создать агротехнопарки для обслуживания субъектов малого предпринимательства, проводить в высших и средних образовательных учреждениях обучающих семинаров по организации и ведению крестьянского (фермерского) хозяйства; развивать информационное, консультационное и методическое обслуживание малых форм хозяйствования на базе организаций фермерского самоуправления, отраслевых союзов и ассоциаций сельскохозяйственных кооперативов; усилить поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств согласно Федеральному закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»; усилить организационно-экономическую работу по реализации региональных программ развития системы сельскохозяйственной потребительской кооперации; обеспечить поддержку созданию научно-практических центров для оказания помощи сельским кооперативам по повышению эффективности работы; оказывать содействие в формировании сельскохозяйственных потребительских кооперативов второго и третьего уровня; усилить работу по созданию и организации деятельности региональных и муниципальных гарантийных и залоговых фондов для обеспечения привлекаемых коммерческих кредитов малыми формами хозяйствования, в том числе сельскохозяйственными потребительскими кооперативами; облегчить условия получения малыми формами хозяйствования на селе гарантий государственных органов власти по росту эффективности работы; повысить уровень консультационной и информационной поддержки малых форм хозяйствования на селе; расширить сеть производственно-технологических обслуживающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов по сервисному обслуживанию, ремонту техники и созданию условий для их эффективной деятельности; обеспечить гарантированное выделение торговых мест на действующих продовольственных рынках для продажи сельскохозяйственной продукции кооперативами и другими производителями, в том числе и малыми формами хозяйствования.
Для более активного развития кооперативного движения на селе следует органам власти в регионах активнее проводить работу с созданными сельскохозяйственными потребительскими кооперативами и действующими крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в части оказания в установленном законодательством Российской Федерации порядке имущественной поддержки в виде передачи во владение и (или) в пользование муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях.
Органам управления сельским хозяйством районов необходимо активнее выступать организаторами создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов, предоставляющих комплекс услуг членам таких кооперативов по ведению ими сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности.