В соответствии с федеральным законном «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 сентября 2013 года, профессиональное обучение рассматривается как самостоятельный вид образования, наряду с общим, профессиональным и дополнительным образованием.

Профессиональное обучение направлено на получение лицами различного возраста квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

Преимущества и возможности профессионального обучения имеют особую актуальность в определении направлений в работе по обеспечению организаций потребительской кооперации и сферы предпринимательства квалифицированными кадрами. В чем же они заключаются эти преимущества и возможности, и что необходимо знать для организации профессионального обучения?

Профессиональное обучение направлено на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков, формирование компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций.

Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в т.ч. в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования.

Обучающиеся по программам профессионального обучения относятся к слушателям. Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе квалификационных требований (профессиональных стандартов).

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, присваивается разряд (категория) по результатам профессионального обучения и выдается свидетельство.

Приведенная выше краткая характеристика профессионального обучения на основании положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», подтверждает актуальность этого вида образовательной деятельности в учебных заведениях потребительской кооперации. Причем, она не ограничивается наличием возможностей и опыта работы, она подтверждается объемом рынка этого вида образовательных услуг.

Работники массовых профессий, как их принято называть в потребительской кооперации, или кадры рабочих квалификаций составляют более 80% в общей численности занятых.

Т аблица 1 - Структура численности работников потребительской кооперации (системы Центросоюза Российской Федерации) по основным отраслям деятельности

Численность работников списочного состава

в т.ч.

аппарат управления

работники прилавка

работники кухни

работники хлебопечения

чело

век

удельный вес

чело

век

удельный вес

чело

век

удельный вес

чело

век

удельный вес

Всего

210389

30048

14,3

69320

32,9

13341

6,3

18690

8,9

в т.ч. молодежь (до 30 лет)

32098

4144

13,8

10981

15,8

2798

21,0

2544

13,6

Рисунок 1 - Векторы профессионального обучения

Приведенные в таблице 1 данные по структуре численности работников потребительской кооперации (системы Центросоюза Российской Федерации) по основным отраслям деятельности позволяют вовлечь на рынок профессионального обучения 170 тыс. человек, т.е. всех работающих за исключением аппарата управления.

В соответствии с Федеральным законом к основным программам профессионального обучения относятся: программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

Из приведенных на рисунке 1 векторов профессионального обучения наиболее востребованным и проблемным является первый, профессиональная подготовка.

Под профессиональной подготовкой по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.

20 лет назад подготовка рабочих кадров составляла по системе Центросоюза России 90-100 тыс. человек в год при общей численности работников 1500,0 тыс. человек. Их обучение осуществлялось в профессиональных училищах, предприятиях-школах и путем индивидуального ученичества. Использование в работе лиц без профессиональной подготовки считалось недопустимым, и в случае установления недостачи таким работником, строго наказывались руководители кадровых служб.

В настоящее время подготовка рабочих кадров с присвоением квалификации осуществляется только учебными заведениями в связи с тем, что в кооперативных организациях нет структурного подразделения, отвечающего за обучение, соответственно нет и лицензии на образовательную деятельность, которая в прежние времена не требовалась.

Соотношение объемов подготовки рабочих кадров с их штатной численностью показывает, что объемы подготовки составляют от 2-х до 10 процентов при стабильном удельном весе пенсионеров в численности работников в размере 10 процентов и ежегодном показателе текучести кадров, уверенно приближающемся к 30 процентам от численности работающих.

В соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» профессиональное обучение должно осуществляться в соответствии с Перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти.

Перечень профессий рабочих и должностей служащих утвержден приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 г. № 513. В утвержденном Перечне каждой профессии присвоен код и указан диапазон квалификационных разрядов (применительно к служащим - категорий).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения утвержден приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 292.

В соответствии с утвержденным Порядком реализации программ профессионального обучения, программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров учебные заведения разрабатывают самостоятельно. Ранее по подготовке рабочих кадров в потребительской кооперации были типовые программы, которые учебные заведения приобретали в ЦУМКе. Эти программы по подготовке кадров рабочих профессий, которым уже 10 и более лет, некоторые учебные заведения и в настоящее время принимают за основу при разработке рабочих программ.

Возникает необходимость разработки отраслевых типовых программ профессионального обучения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров рабочих профессий, которые бы максимально учитывали требования работодателей к формируемым у слушателей профессиональным компетенциям.

Федеральный закон предусматривает профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих и в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования (ст.73,ч.5).

Средние специальные учебные заведения (профессиональные образовательные организации), реализуя образовательные программы среднего профессионального образования в соответствии с ФГОС, по итогам изучения соответствующего профессионального модуля присваивают в рамках специальности 1 или несколько рабочих профессий.

Модульный подход к разработке учебных программ и особенности организации учебного процесса при реализации модульных программ одна из проблемных задач, которые решают образовательные организации в соответствии с требованиями ФГОС. Практика реализация программ профессиональных модулей «Выполнение работ по профессии...» с присвоением рабочей квалификации в рамках специальности СПО становится своеобразной школой самообразования для педагогических коллективов по выработке новых подходов к достижению целей - не просто учить, а научить, т.е. сформировать профессиональные компетенции и практические навыки.

В рамках реализуемых в учебных заведениях потребительской кооперации 28 специальностей СПО предусмотрено присвоение 122 рабочих профессий и должностей служащих. Но даже если учесть, что по каждой специальности присваивается по 1 или 2 рабочих профессии, создаются условия для формирования опыта подготовки рабочих кадров более, чем по 30 профессиям.

На этот вид профессионального обучения отдельного лицензирования не требуется при наличии лицензии на основную образовательную программу СПО. Документом, подтверждающим присвоение рабочей квалификации, также является свидетельство, форму которого учебное заведение разрабатывает самостоятельно. Сложившиеся объемы подготовки рабочих кадров в рамках реализуемых специальностей СПО составляют в год около 4 тыс. человек.

В соответствии с новым положением о лицензировании, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966, профессиональное обучение подлежит лицензированию. В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.108, п.9) полученные ранее (действующие) лицензии на осуществление образовательной деятельности переоформляются до 1 января 2016 года. Применительно к профессиональному обучению в лицензии учебного заведения, в соответствии с прежним законом, указана профессиональная подготовка с присвоением соответствующей рабочей квалификации или повышение квалификации, в рамках программы дополнительного образования. Такая лицензия предоставляет право на профессиональное обучение и не требует срочного переоформления.

Вместе с тем, учебное заведение имеет право на изменение приложения к лицензии, предусмотрев в нем реализацию программ профессионального обучения. При этом расшифровка видов профессионального обучения (подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров рабочих квалификаций) не требуется.

Наименования и уставы образовательных организаций также подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» до 1 января 2016 года. В качестве оптимального варианта для средних специальных учебных заведений потребительской кооперации может рассматриваться сохранение в названии слов «профессиональное образовательное учреждение» и конкретного наименования узнаваемого имиджа «......... кооперативный техникум». Сохранение предшествующих наименованию слов «негосударственное образовательное учреждение» законодательно не предусмотрено. Таким образом, узнаваемость остается, НОУ убирается.

Учитывая поставленные Советом Центросоюза Российской Федерации задачи по обеспечению кооперативных организаций квалифицированными кадрами, вопрос профессионального обучения из плоскости методической работы учебных заведений по соблюдению порядка реализации программ профессионального обучения, переходит к системному средству решения проблемы кадрового обеспечения кооперативных организаций.

Это вопросы не только программного обеспечения, но и введения в штат мастеров производственного обучения, создания учебных и методических пособий по дисциплинам и модулям, специальных структурных подразделений в учебных заведениях и в районных кооперативных организациях - учебных центров прикладных квалификаций, Методические рекомендации по формированию которых разработаны Минобрнауки России во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

Важным фактором в решении вопроса о создании центров профессиональной квалификации является выбор механизма их создания, готовности организаций - потенциальных работодателей к тем или иным формам участия в создании центров и их деятельности:

  • участие в органах управления центром; финансирование (софинансирование) образовательных услуг;
  • обучение за счет средств юридических и физических лиц;
  • участие в реализации образовательных программ;
  • независимая оценка и сертификация квалификаций выпускников.

Проведенный в ноябре 2013 года отраслевой вебинар «Преимущества и возможности профессионального обучения в решении кадровых задач работодателя», в котором приняли участие 43 образовательные организации, подтвердил актуальность создания в структуре учебных заведений потребительской кооперации и районных кооперативных организаций учебных центров прикладных квалификаций.

Достижение высокого качества профессионального образования является непростой, но реальной задачей. Сетевое взаимодействие отраслевой системы кооперативного образования с организациями потребительской кооперации, сферы предпринимательства и бизнеса может способствовать созданию единой обеспечивающей инфраструктуры, общих сервисов и образовательных программ, формированию конкурентоспособного бренда.