Легализация (отмывание) преступных доходов является на сегодняшний день одним из основных направлений деятельности организованных преступных групп и преступных сообществ, которое имеет транснациональный характер и влечёт наступление тяжких последствий для экономики большинства государств мирового сообщества.
Думается, что легализация преступных доходов стала глобальной угрозой экономической и политической безопасности, в связи с чем данный вид преступной деятельности находится в центре внимания правоохранительных и финансовых органов большинства государств мирового сообщества. Компетентные органы, в свою очередь, нуждаются в принятии согласованных мер по противодействию данному негативному явлению как на национальном, так и на международном уровне.
Учитывая возрастающие масштабы феномена легализации преступных доходов, наносящего ощутимый ущерб не только отдельным странам, но и мировой экономике в целом, в решение вопросов противодействия разрастанию отмывания включились Организация объединенных наций, Совет Европы и другие региональные объединения государств.
Представляется, что в настоящее время в России, имеются объективные экономические условия для активной легализации преступных капиталов. Незаконный оборот наркотиков, торговля оружием и радиоактивными материалами, проституция, подпольный игорный бизнес, организованная преступность, нелегальная финансовая и банковская деятельность, расхищение государственных банковских средств и фондов, нелегальное использование чужих авторских прав и торговых знаков, незаконное производство и оборот алкогольной продукции, — всё это более чем благоприятные условия для возникновения значительных нелегальных капиталов.
Несмотря на то, что государством в последние годы проблеме легализации преступных доходов уделяется должное внимание, применение мер законодательного и организационного характера, к сожалению, пока не позволяет говорить о существенных сдвигах в области борьбы с отмыванием преступных доходов.
Тема противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, приобрела актуальность в связи со значительным объемом криминальных инвестиций, проникающих в легальную экономику нашей страны. Однако тенденция увеличения доли преступного капитала в экономике актуальна не только для России. Многократно возросшая в современном мире общественная опасность данного преступления вызывает озабоченность подавляющего большинства стран мирового сообщества. По мере глобализации мировой финансовой системы встает вопрос о необходимости координации усилий самых разных государств в противодействии отмыванию преступных доходов на международном уровне.
С точки зрения права, легализация (отмывание) денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем, означает придание правомерного вида финансовым операциям и иным сделкам с денежными средствами и иным имуществом, полученным в результате совершения преступления. К основным целям легализации финансовых средств и имущества относятся:
1. «Маскировка» источника происхождения принадлежности.
2. Придание им видимости законных (легальных) средств и имущества.
3. Обеспечение организованных форм преступной деятельности за счет легализованных финансовых средств, с использованием банковских операций и имущества, с использованием иных способов придания им правомерного вида.
Общественная опасность легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, состоит в том, что «грязные» деньги и имущество в дальнейшем используются в официальном хозяйственном обороте.
Это порождает безнаказанность лиц, совершивших преступления, провоцирует их на новые общественно опасные деяния. Кроме того, путем легализации преступно нажитых средств криминалитет получает возможность напрямую воздействовать на хозяйственные и политические процессы, происходящие в обществе. Надо иметь в виду, что легализация (отмывание) нередко имеет продолжаемый характер, состоит из нескольких эпизодов преступного поведения по поводу одного и того же предмета преступления. Ведь для того, чтобы снять с доходов «пятно» их криминального происхождения, необходимо совершение целого ряда финансовых операций и иных сделок. Например, если похищенные денежные средства лицо сначала размещает во вклад, а затем использует их для приобретения недвижимости.
В науке уголовного права состав преступления, предусмотренный ст. 174 УК РФ, считается оконченным преступлением с момента совершения финансовой операции или сделки с имуществом, приобретенным преступным путем, независимо от того, наступили или нет желаемые последствия. Состав преступления, предусмотренный ст. 174.1 УК РФ, считается оконченным с момента (помимо совершения финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом) совершения действий, связанных с использованием указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или экономической деятельности, независимо от наступления общественно опасных последствий. То есть данные составы преступлений являются формальными составами.
Определенные сложности возникают в судебной практике при отграничении преступлений, предусмотренных ст. 174 и ст. 175 УК РФ. На первый взгляд, может показаться, что преступление, предусмотренное ст. 175 УК РФ, и легализация преступных доходов (ст. 174, 174.1 УК РФ) являются практически тождественными составами. И в том, и в другом случае предметом преступления будет имущество, полученное в результате преступления. В обоих преступлениях с этим имуществом совершаются сделки, в обоих случаях преступник получает доход от нажитых преступным путем ценностей.
Цель преступника при совершении преступления, предусмотренного ст. 175 УК РФ, — получить деньги за ценности, добытые им в результате совершения преступления. То есть лицо, совершая данное преступление, действует в целях удовлетворения собственных потребностей за счет преступной деятельности других лиц (приобретение) либо оказывает содействие в смене незаконного владельца имущества, добытого заведомо преступным путем (сбыт).
При совершении легализации виновный преследует совсем иные цели. Ему нужно совершить ряд таких операций с преступно нажитым имуществом, чтобы ни один контрольный орган никогда не смог доказать, что существует связь между первичным преступлением и тем имуществом, которым он располагает на момент проведения расследования.
Другими словами, при легализации финансовые операции и сделки осуществляются с целью вложения полученных преступным путем доходов в легальную экономику, чтобы скрыть их криминальное происхождение и создать владельцу этих доходов возможность извлечь из них экономическую выгоду, одновременно избежав уголовной ответственности за ранее совершенные преступления.
Таким образом, именно наличие специальной цели будет тем обязательным элементом субъективной стороны рассматриваемых преступлений, лежащим в основе их правильной квалификации.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сказать, что составы преступлений, предусмотренные ст. 174 и ст. 174.1 УК РФ — это противоправные, уголовно-наказуемые деяния, причиняющие вред общественным отношениям, складывающимся в сфере экономической деятельности. В то же время рассматриваемые деяния могут посягать на иные объекты, причинять ущерб другим общественным отношениям, например, общественной безопасности, нормальной деятельности государственных предприятий и учреждений и т.д.
Представляется, что адекватным характеру общественной опасности легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, с использованием своего служебного положения, необходимо установление в качестве дополнительного наказания лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, принимая во внимание то обстоятельство, что такая необходимость вытекает из самого характера рассматриваемого преступления.
Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, относится к преступлениям с высокой степенью латентности. В связи с этим, ст. 174 и ст. 174.1 УК РФ необходимо предусмотреть положения об освобождении от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием на основании ч. 2 ст. 75 УК РФ.
Думается, что необходимо выделить некоторые меры, направленные на борьбу с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путём:
1. Меры, направленные на формирование у населения России негативного отношения к легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем.
2. Меры, связанные с широкомасштабной конфискацией преступно нажитого имущества и денежных средств.
3. Организационно-правовые меры, позволяющие значительно усложнить реализацию умысла субъектов преступлений на отмывание «грязных» денег.
4. Изучение положительного опыта зарубежных стран по борьбе с данным видом преступной деятельности.
Борьба с легализацией денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, является одним из приоритетных направлений борьбы с организованной преступностью в сфере экономической деятельности как в нашей стране, так и во всем мире. Противодействие легализации доходов от преступной деятельности признано необходимой мерой для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и предотвращения сращивания преступного мира с легальным бизнесом.
Способы отмывания нелегального дохода
Одним из самых распространенных приёмов для отмывания грязных денег является контрабанда валют. Для того, чтобы воплотить такой прием в жизнь, необходима перевозка денежных средств, которую осуществляют с помощью различных хранилищ, которые оборудуют в транспортных средствах, чемоданах, а также различных предметов, которые могут поместить в себе крупные суммы денег так, чтобы они были незаметны.
Далее незаконно перевезенные деньги вносят на счета в иностранном банке, в результате чего деньги отмываются. Как правило, счета в банке открывают перед тем, как легализировать средства путём их контрабанды.
Ещё одним, не менее популярным приёмом является так называемое структурирование. Способ очень популярный, так как работает практически при любых обстоятельствах. Его суть заключается в том, отмывание денег происходит за счёт деления крупных сумм на несколько более мелких, проведение различных банковских операций с которыми не вызывают подозрения.
Нужно сказать, что структурирование может происходить с использованием не только различных банковских учреждений, но и ломбардов, КПК, почтовых отделений и других организаций. После этого отмытые деньги переводятся на банковский счет в иностранном банке, что уже является полностью законной операцией. Существуют наглядные примеры использования такого способа, что делает его ещё более доступным и удобным.
Современные технологии позволили использовать альтернативные банковские системы. Например, деньги отмывают при помощи операций в «золотом треугольнике». Такая операция очень сложна, и для её совершения необходимо содействие множества доверенных лиц, которые имеют опыт в процедуре отмывания денег. Особенностью данного способа является то, что данный бизнес осуществляется из поколения в поколение и является очень старым способом отмывания средств.
Такой способ очень надежный, особенно если учесть то, что каждое доверенное лицо находится под наблюдением, и если он произведет какую-либо операцию, нарушающую установленный порядок, его жестоко наказывают. Этот способ позволяет вообще не использовать официальную банковскую систему и работает за счет существования подпольных банков, что очень удобно, так как такие банки также работают нелегально, а потому не оставляют за собой каких-либо документальных зацепок.
Развитие интернета позволило использовать для отмывания денег различные электронные расчетные системы. Однако такие средства в обязательном порядке должны быть связаны с реально существующим товаром, а потому такой прием может применяться с различными ценными бумагами, акциями, за счёт проведения различных фиктивных сделок.