Ныне в России зарегистрировано 1757 сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (далее СКПК), число членов которых достигло 140 тыс., портфель займов составляет свыше 9 млрд руб. Однако, по данным Минсельхоза России, только 1218 из них (69%) ведут какую-либо деятельность. По оценкам специалистов, работающих на рынке кредитной кооперации, число финансово устойчивых СКПК, действующих на принципах самоокупаемости и расширенного воспроизводства, не превышает 500.
Чтобы ответить на вопрос, почему сложилась такая ситуация, нужно проанализировать, как развивалась сельскохозяйственная кредитная кооперация в последние 20 лет.
В развитии сельскохозяйственной кредитной кооперации в современной России можно выделить четыре этапа.
Первый этап (пилотный) — до 1998 г., характеризуется созданием первых кредитных кооперативов в рамках различных международных проектов. На этом этапе шло как бы «тестирование» кредитных кооперативов, оценка их жизнеспособности, подготовка предложений по разработке законодательства.
На втором этапе (1998 — 2005 гг.) распространялся опыт пилотных кооперативов на большее число регионов, появился Фонд развития сельских кредитных кооперативов (далее ФРСКК), развивалось специализированное законодательство, были созданы региональные системы сельской кредитной кооперации, формировалось позитивное общественное мнение о кредитной кооперации. Существенную роль в обобщении и распространении кредитной кооперации начал играть созданный в 1997 г. Союз сельских кредитных кооперативов (далее Союз СКК), объединивший наиболее жизнеспособную их часть. В этот период в ряде регионов России (Волгоград, Орел и др.) были приняты законы, укрепляющие легитимность действий кредитных кооперативов. Они сыграли важную роль в развитии кооперации на региональном уровне и оказали позитивное влияние на принятие в июне 2003 г. дополнений и изменений в Федеральный закон от 08.12.1995 №193 «О сельскохозяйственной кооперации». Был отрегулирован порядок создания и деятельности сельскохозяйственных кредитных кооперативов, в частности определены их права и обязанности, введены перечень нормативов финансовой деятельности, обязательное членство в ревизионных союзах, которым, в свою очередь, предписывалось создание саморегулируемой организации ревизионных союзов и членство в них. Эти дополнения и изменения аккумулировали основные моменты региональных законов и позволили кредитным кооперативам работать на основе единого федерального закона. Развитие законодательства и системы сельскохозяйственной кредитной кооперации позволили создать в 2004 г. кооператив третьего (федерального) уровня «Народный кредит», членами которого стали 17 региональных кооперативов второго уровня, объединяющих 279 кооперативов первого уровня и свыше 91 тыс. членов с совокупным портфелем займов более 3,6 млрд руб.
Третий этап (2006 — 2008 гг.) связан с реализацией приоритетного национального проекта «Развитие АПК», в рамках которого были зарегистрированы свыше 1400 СКПК и через ОАО «Россельхозбанк» выделены значительные финансовые ресурсы —2 млрд руб.— из федерального бюджета: на рефинансирование кредитных кооперативов, вхождение Россельхозбанка в кооперативы в качестве ассоциированного члена, а также субсидирование через бюджетную систему части процентных ставок по кредитам, предоставляемым членам кооперативов на производство и переработку сельскохозяйственной продукции.
Важно отметить, что если на втором этапе основным источником рефинансирования кредитных кооперативов были «внутренние» институты развития кредитной кооперации (ФРСКК, кооператив третьего уровня, фонд ГЕРФО), то на третьем этапе эту нишу все больше и больше начали занимать ОАО «Россельхозбанк» и другие банки (Сбербанк России и региональные банки). Это стало началом формирования конкурентной среды на рынке финансовых ресурсов для рефинансирования кредитных кооперативов, что позитивно сказывается на развитии кредитной кооперации в сельской местности.
Опыт трех этапов развития сельскохозяйственной кредитной кооперации свидетельствует о формировании многоуровневой системы кооперации в России, в основу которой легли: создание благоприятной нормативно-правовой среды для развития кредитных кооперативов и их региональных систем; разработка и поэтапное внедрение типовых форм внутренних регламентирующих документов, единой системы учета и отчетности, автоматизированной системы информационного обеспечения; формирование основ системы мониторинга и регулирования деятельности кредитных кооперативов; формирование инфраструктуры поддержки кредитной кооперации (Союз СКК, ФРСКК, региональные системы кредитной кооперации, учебные центры, гарантийные фонды и др.); создание апексной финансовой структуры — кооператива третьего (федерального) уровня «Народный кредит» для привлечения ресурсов из внешних финансовых рынков.
В целом этот опыт был аккумулирован в Концепции развития сельской кредитной кооперации, утвержденной Минсельхозом России 23.03.2009. Однако концепция не получила должной поддержки на государственном уровне.
Четвертый этап (с 2009 г. по настоящее время) характеризуется влиянием последствий мирового финансового кризиса 2008 г. на кредитные кооперативы, стагнацией их системного развития и поиском новых концепций.
В Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 30.11.2010 № 2136-р, определено, что обеспечению доступа сельского населения к кредитно-финансовым ресурсам будут способствовать расширение финансовых услуг на основе развития банковской сети и кредитных кооперативов в сельской местности. Подпрограммой «Поддержка малых форм хозяйствования» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы также ставится задача — обеспечить доступ малых форм хозяйствования к краткосрочным и инвестиционным заемным средствам, получаемым в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах. Однако пока нет целостной концепции развития сельскохозяйственной кредитной кооперации, рассматривающей ее не только как дополнительный источник финансирования малых форм хозяйствования на селе, но и как систему институтов.
Интерес к развитию сельскохозяйственной кредитной кооперации вновь возник в связи с подготовкой Первого всероссийского съезда сельских кооперативов, который намечен на 2013 г. Однако нет комплексного анализа состояния сельскохозяйственной кредитной кооперации, который показал бы, в какой мере кооперативы могут решать поставленные Госпрограммой задачи, а также развивать иные виды кооперации на селе.
Наше обследование состояния кооперативов было организовано при активном участии Союза сельских кредитных кооперативов, региональных систем сельскохозяйственной кредитной кооперации и направлено на решение трех взаимосвязанных задач.
Первая задача состояла в изучении мнения членов кооперативов — физических лиц, владельцев личных подсобных хозяйств (ЛПХ), крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), индивидуальных предпринимателей (ПБОЮЛ) — о роли кредитных кооперативов и их влиянии на жизнь членов кооперативов и села в целом. Обследование было проведено в 2010 г. методом опроса членов и ассоциированных членов кредитных кооперативов. Опросом были охвачены 299 членов 48 кооперативов из 8 регионов: Вологодская, Кемеровская, Пензенская, Саратовская и Ярославская области, республики Адыгея, Калмыкия и Марий Эл. Для сопоставления ряда показателей в динамике были использованы результаты обследований, проведенных авторами в 2004—2005 гг.
В результате обследования было установлено, что большую часть членов СКПК составляют люди в возрасте от 40 до 50 лет (средний возраст — 47 лет). В СКПК вступают, как правило, наиболее деловые и энергичные сельские жители (так отметили 62,2% респондентов). Большая часть респондентов вступили в кооператив в период с 2006 г.
В составе СКПК основную роль играют главы К(Ф)Х и владельцы ЛПХ, на долю которых приходится 87% всех членов. Преобладают среди членов СКПК хозяйства, занимающиеся только сельскохозяйственными видами деятельности (86,6%). Хозяйства, занимающиеся несельскохозяйственными видами деятельности (6,4%) или сочетающие оба вида деятельности (3%), составляют незначительную часть.
В СКПК члены, которые пользуются только услугами по предоставлению займов, составляют 77,6%, только услугами по хранению сбережений — 8,4, пользующиеся одновременно и услугами по предоставлению займов, и услугами по хранению сбережений — 14%.
Основные мотивы вступления в СКПК — получение займов (56,9% респондентов) и облегчение доступа к ним (43,5% респондентов). Важно отметить также желание таким образом оказать помощь другим жителям села (50,8%). Мотивами привлечения первого займа в основном служит стремление расширить хозяйство (бизнес) (58,4%) или сохранить ранее достигнутый уровень (27,7%). В дальнейшем, несмотря на положительные тенденции в обеспечении доступности займов, подавляющее большинство заемщиков высказали желание получать долгосрочные займы (на 2—3 года) (66,8%), а также иметь возможность получать займы на приобретение и строительство жилья, расширение землепользования и бытовые цели. Больше обращаются за займами люди в возрасте от 40 до 50 лет и меньше всего — в возрасте до 30 лет.
Развитие кооперации и обеспечение доступа к финансовым ресурсам позволили создать на селе новые рабочие места, увеличить размеры хозяйств. Займы, полученные в СКПК, способствовали улучшению финансовой ситуации у их членов (70,4% ответов) или помогли сохранить достигнутый ранее уровень (28,1%). 99,3% респондентов хотят и в дальнейшем обращаться в СКПК за займами, при этом 48,9% из ниххотели бы получать займы в большем объеме, а 46,4% — в прежнем объеме.
У респондентов, имеющих от 0,5 га земли и более, площадь земли в 2009 г. по сравнению с годом получения первого займа увеличилась в 1,7 раза в расчете на одно хозяйство, в том числе в собственности — в 2,1, в аренде — в 1,6 раза, чему в значительной степени способствовало получение займов в кооперативе. Общее число наемных работников у респондентов в 2009 г. по сравнению с годом получения первого займа в расчете на одно хозяйство увеличилось на 40,7%, в том числе постоянных — на 54,2, сезонных — на 17,8%, чему, вероятно, способствовало получение таких займов.
Основные мотивы хранения сбережений в СКПК — стремление сохранить денежные средства (44,8%), уберечь их от инфляции (38,8), накопить суммы, необходимые для приобретения жилья и техники (23,9%) или на какое-то другое мероприятие (20,9%). Респонденты, имевшие в период их членства в СКПК вклады в банках или сбережения в СКПК (22,4% общего числа респондентов), размещали свои сбережения в СКПК в среднем 4 раза, в банках — 1,6 раза. При этом средняя сумма сбережений в СКПК в 2,3 раза превышала средний размер их вкладов в банках.
Основной стимул и преимущество размещения сбережений в СКПК — более высокие процентные ставки, удобный режим работы и расположение. Желаемый процентный доход по сбережениям для 44,6% ответивших составляет от 15 до 18% годовых, для 24,6% — от 18 до 20%, для 24,6% — от 12 до 15%. Только 6,2% ответили, что хотели бы получать доход от 20% годовых и выше. Для 49,2% ответивших желательный срок хранения сбережений составляет от 6 до 12 мес, для 44,6% — от 12 мес и более. Желательная сумма хранения сбережений для 44,6% респондентов — от 100 тыс. до 500 тыс. руб., для 40% — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.
Вторая задача заключалась в изучении финансово-экономическогосостоя-ния сельскохозяйственных кредитных кооперативов — продолжительность деятельности, степень участия первичных кооперативов в кооперативах вышестоящего уровня и Союзе СКК, численный и статусный состав членов кооператива, состояние и использование основных средств и работников, условия выдачи и целевое использование заемных средств, условия и порядок привлечения сбережений граждан и свободных денежных средств юридических лиц в фонд финансовой взаимопомощи кооперативов, динамика и риск портфеля займов, формирование резервов, финансовое состояние и результаты деятельности.
Обследованием были охвачены 189 СКПК из 50 регионов РФ и 7 федеральных округов.
На основе проведенного обследования нами установлено, что в системе сельскохозяйственной кредитной кооперации на кооперативы со сроком хозяйственной деятельности от 4 до 6 лет приходится 65,6%, более 6 лет — 25,5, до 4 лет работы — 9%. Членами кооператива вышестоящего уровня являются 60,8% кредитных потребительских кооперативов, членами Союза СКК — 40,2, причем 20,7% из них одновременно являются и членами вышестоящего кредитного кооператива и членами Союза СКК. Не входят ни в одну из перечисленных выше организаций 29,1% кооперативов. В кооперативы вышестоящего уровня и Союз СКК больше всего вступают кооперативы, продолжительность работы которых 8 лет и более.
Среди членов СКПК первого уровня физические лица составляют 84,4%, в том числе владельцы ЛПХ — 65,6%, К(Ф)Х — 8,3, юридические лица — 2,7%, из них сельхозорганизации — 2,3, потребительские кооперативы — 0,2%. В СКПК второго уровня доля физических лиц снижается и растет доля сельскохозяйственных кредитных кооперативов первого уровня (до 11,6%).
Общее число членов кооперативов в 2009 г. по сравнению с 2010 г. увеличилось на 2,6%. В СКПК второго уровня, наоборот, произошло снижение их численности на 63%. Следует отметить, что перевод физических лиц из членов кооперативов второго уровня в члены кооперативов первого уровня позитивный процесс. В среднем на один кооператив первого уровня приходился 331 член, второго — 112 членов.
Займы членам кооператива предоставлялись в среднем в расчете на один заем 99 тыс. руб., в том числе СКПК первого уровня — 94 тыс., второго — 274 тыс. руб. Минимальный срок, на который выдается заем в кооперативе, составляет в среднем 137 дней, в том числе в СКПК второго уровня — 132, максимальный срок — 792, в том числе в СКПК второго уровня —913 дней.
Кооперативы привлекали в фонд финансовой взаимопомощи денежные средства своих членов в среднем в расчете на один заем 141 тыс. руб., в том числе в СКПК первого уровня — 135 тыс., второго — 1154 тыс. руб.
Стоимость основных средств в СКПК в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 45%. Офисные помещения в собственности имеют только 7,9% кооперативов, в аренде — 83,1, не имели офисных помещений — 9%; автомобили в собственности имеют 20,1%, в аренде — 1,1%. Средний размер офисного помещения, находящегося в собственности кооператива, — 96 м2, в аренде — 28 м2. Недостаток и (или) отсутствие офисных помещений и автомобилей существенным образом ухудшают качество работы кредитных кооперативов.
На один кооператив приходится 4,1 работника, в том числе 1,2 кредитного специалиста, в СКПК второго уровня соответственно 5,8 и 1,7.
Численность работников в кооперативах зависит от числа привлеченных и предоставленных займов. В кооперативах, где число таких займов не превышает 50, работает в среднем 2,1 человека, в том числе 0,6 кредитного специалиста; от 50 до 250 займов — соответственно 3,2 и 0,8; от 250 до 500 займов — 5,1 и 1,2; свыше 500 займов — 17,3 и 6,2.
На один кооператив затраты на административный персонал составляют около 910 тыс. руб. в год, чистый доход — около 450 тыс. руб.
Активы кооперативов формируются из краткосрочных финансовых вложений на 64,1%, дебиторской задолженности по выданным займам — на 18,9, долгосрочных финансовых вложений — на 10,8, денежных средств — на 2,5%.
Основной источник средств в кооперативах — займы и кредиты (67,4%), в которых превалируют займы (сбережения) членов и ассоциированных членов кооператива (24,3%), кредиты коммерческих банков (9,9%), в том числе кредиты Россельхозбанка (7,1%), на втором месте — паевые фонды членов кооператива (14,3), на третьем — кредиторская задолженность (4,9%). Особенность формирования имущества в кооперативах второго уровня — существенный размер резервного капитала (28,5%). Достаточно отметить, что коэффициент финансовой устойчивости СКПК свидетельствует о том, что на рубль собственных средств они имели 2,71— 2,95 руб. долговых обязательств. За анализируемый период отмечается уменьшение долговой нагрузки на 8%. Это, с одной стороны, положительный фактор, с другой, учитывая, что СКПК являются финансовыми посредниками, это может свидетельствовать о снижении объемов кредитования коммерческими банками и привлечения займов от членов кооператива.
Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств показывает, какую долю составляют долгосрочные кредиты и займы в собственных и заемных средствах. Небольшое снижение этого коэффициента в динамике (на 0,02 п.п.) характеризует повышение финансовой устойчивости кооперативов. В целом данный показатель достаточно устойчив и имеет приемлемые значения.
Коэффициент маневренности собственных средств указывает на степень мобильности (гибкости) их использования. Его значение приближается к 0,9. Это указывает на то, что кооперативы создают благоприятные условия для повышения эффективности использования фонда финансовой взаимопомощи и большую часть средств держат в обороте (займах).
Наблюдается рост риска портфеля займов в кооперативах. Доля членов кооператива, своевременно возвращающих займы, составляет только 86,4% общего их числа, а по сумме займов — около 90%. Одновременно возрастает доля просроченных сумм возврата займа от 30 до 180 дней и свыше 180 дней, а также пролонгированных сумм. Сохранение такой тенденции может привести к банкротству ряда кооперативов, хотя рисковые активы пока покрываются наличием собственных средств (паевого капитала и резервов).
Третья задача состояла в изучении мнения руководителей СКПК о развитии системы сельскохозяйственнойкредитной потребительской кооперации в России, а также необходимости и основных направлениях изменения существующего законодательства; создании системы регулирования, контроля и надзора за деятельностью СКПК; формировании центральной финансовой организации.
В опросе приняли участие 189 руководителей СКПК из 50 регионов РФ и 7 федеральных округов.
Опрос показал, что для большинства руководителей СКПК предпочтительно работать в рамках Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации». Такое мнение высказали две третьих опрошенных руководителей (66,7%). Вместе с тем, следует отметить, что около 20% предпочли бы работать вне рамок законов, регулирующих деятельность кредитных кооперативов. Можно предположить, что это связано с несовершенством названного закона в части саморегулирования, государственного регулирования, контроля и надзора. Этим же можно объяснить желание части руководителей (около 12%) работать в рамках Федерального закона «О кредитной кооперации» и подзаконных актов, где эти аспекты учтены и отрегулированы.
Ныне нет прямого государственного регулирования, контроля и надзора за деятельностью сельскохозяйственных кредитных кооперативов. Однако, как показывает динамика развития законодательства в последние годы в сфере микрофинансирования, такая ситуация не может долго сохраняться.
Большинство опрошенных руководителей СКПК высказываются против немедленного введения государственного регулирования деятельности кооперативов. Они считают, что необходимости вводить государственное регулирование нет (44,4% опрошенных) и что кооперативы не готовы к введению государственного регулирования (21,7%). В то же время 27,5% руководителей СКПК считают, что возможно ввести государственное регулирование через несколько лет, и только 4,8% опрошенных отметили необходимость незамедлительного ввода государственного регулирования. Очевидно, кредитные кооперативы пока не видят необходимости в государственном регулировании их деятельности. В случае же, если будет вводиться государственное регулирование, в качестве основного органа 67,7% числа ответивших респондентов хотели бы видеть Министерство сельского хозяйства России, 16,9 — Министерство финансов России, 3,7% — Центральный банк России. Следует иметь в виду новые функции Центробанка РФ: во втором полугодии 2013 г. предполагается создать подразделение в его составе, курирующие вопросы финансовых рынков. В это подразделение будет постепенно встраиваться Федеральная служба по финансовым рынкам. Нельзя исключить, что и сельскохозяйственные кредитные кооперативы в недалеком будущем попадут под регулирование новым мегарегулятором в лице Центробанка РФ.
Саморегулирование позволяет значительно снизить вероятность банкротства СКПК, повысить их рейтинги за счет общего улучшения институциональных условий и стандартизации деятельности. Значительная часть опрошенных (37%) ответили, что роль саморегулируемой организации на современном этапе могут выполнять существующие ревизионные союзы сельскохозяйственных кооперативов. За создание отраслевой саморегулируемой организации высказались 35,4% респондентов, а 23,3% респондентов считают это преждевременным.
Ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов в соответствии с ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» осуществляет ревизию финансово-хозяйственной деятельности входящих в него кооперативов, союзов кооперативов, координацию этой деятельности, представление и защиту имущественных интересов кооперативов, а также оказывает членам ревизионного союза сопутствующие ревизиям услуги. Как видно, ревизионные союзы сельскохозяйственных кооперативов не могут выполнять функции, присущие саморегулируемым организациям. Поэтому актуальным вопросом остается создание отраслевой саморегулируемой организации, объединяющей сельскохозяйственные кредитные кооперативы и действующей в их интересах.
Нельзя не отметить, что успешная деятельность СКПК зависит при прочих равных условиях от возможности наращивания фонда финансовой взаимопомощи, как за счет собственных средств кооператива и сбережений его членов, так и за счет внешнего заимствования. Как показали исследования, большинство кооперативов имеют ограниченные источники и возможности внешних заимствований. Поэтому изучение мнения руководителей в отношении создания центральной финансовой организации очень важно для определения путей дальнейшего совершенствования системы кредитной кооперации в России.
По мнению большинства опрошенных респондентов (74,6%), для развития сельскохозяйственной кредитной кооперации необходимо создание своей центральной финансовой организации. Отрицательный ответ на данный вопрос дали лишь 6,3% опрошенных, а 17,3% опрошенных пока не сформировали свое мнение по данному вопросу.
Основной организационно-правовой формой центральной финансовой организации может быть кредитный кооператив федерального уровня (50% опрошенных) или кооперативный банк (37опрошенных).
Следует отметить, что существующее законодательство о банках и банковской деятельности не предусматривает возможность создания кооперативного банка, а Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» не разрешает СКПК владеть акциями и/или долями кредитных организаций. На наш взгляд, в законодательстве необходимо снизить указанные барьеры, что существенно расширит возможности сельскохозяйственной кредитной кооперации в России.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи