Одним из аспектов, который привлек внимание исследователей, стала роль законодательства в развитии системы кредитной кооперации. Кооперативные банки и их центральные организации не должны рассматриваться как пассивные наблюдатели, которые адаптировались к законодательству, их необходимо рассматривать как активных участников, влияющих на законодательный процесс. Таким образом, на законодательство о кооперативных банках влияло как внутреннее развитие организации, так и общие изменения в государственной политике по отношению к кооперативным банкам.  Вследствие их существенной интеграции с момента их создания, особенно важными для регулирования финских кооперативных банков были механизмы внутреннего распорядка. В процессе изменения законодательства и механизмов внутреннего распорядка, группы менялись относительно друг друга. 

В данной статье описаны наиболее важные изменения в финских кооперативных банках и их регулировании. В последующих исследованиях можно сравнить эти изменения с финансовыми кооперативными системами в других странах.

Финские кооперативные банки выросли из сельских банков типа Raiffeisen в полноценный банковский институт, являющийся крупнейшей группой банков на розничном рынке Финляндии. Изменения в законодательстве часто отставали от этого процесса. В последние годы наиболее важной частью законодательства о финских кооперативных банках было европейское законодательство, на которое в свою очередь повлияли Базельские стандарты. 

Развитие финских кооперативных банков можно разделить на три этапа. Для каждого этапа необходимо объяснить наиболее важные внутренние изменения финских кооперативных банков, влияние законодательства и внешней среды. Понятно, что влияние законодательного процесса и развития кооперативных банков взаимно: не только кооперативные банки были подвержены влиянию изменений в законодательстве, но и законодательство следовало за изменениями кооперативных банков. Это происходило также за счет того, что представители кооперативных банков привлекались для создания законопроектов. Интересным вопросом, требующим дальнейшего изучения, является вопрос преимуществ и значимости привлечения отраслевых представителей к созданию законодательства.

Кроме того, важно понять до какой степени внешнее регулирование (государственный закон) и внутреннее регулирование кооперативной группы (механизмы внутреннего распорядка) заменяют или дополняют друг друга. В Финляндии кооперативные сетевые организации играли очень важную роль с самого зарождения кредитных кооперативов. Во времена, когда законодательство было развито слабо, управление кооперативами в основном полагалось на механизмы внутреннего управления. 

2. Ранний этап финских финансовых кооперативов (1902-1945)

Одной из особенностей развития финских кооперативов было то, что они работали по принципу «сверху вниз». Несмотря на то, что с 1880-х гг. пытались проводить эксперименты с потребительскими кооперативами, развитие кооперативов в Финляндии в крупных масштабах началось только после 1899-го г., когда был принят первый закон о кооперативах. Законопроект был продвинут несколькими влиятельными гражданами, прежде всего Ханнесом Гебхардом, профессором Хельсинского университета. Гебхард познакомился с кооперативами во время своих учебно-ознакомительных поездок в Германию и заинтересовался улучшением условий жизни сельского населения. В 1899 г. Гебхард стал президентом Общества Pellervo, целью которого было продвижение идей кооперации в массы. 

Сельские кредитные кооперативы были особенно близки сердцу Гебхарда. В 1902 г. он способствовал учреждению банка OKO, ставшего центральным банком для кредитных кооперативов. Гебхарт также стал и первым президентом OKO. По техническим причинам OKO был изначально зарегистрирован не как банк, а как обычное акционерное общество; так получилось, потому что в то время участие государства в банковской деятельности было запрещено. Важно также отметить, что банк был создан как акционерное общество, изначально принадлежащее богатым частным лицам, которые поддерживали идею создания кооперативов. Позже акции были выкуплены кооперативами, которые являлись его членами. 

Гебхарт находился под влиянием модели финансовых кооперативов Райффайзен. Это ясно прослеживалось в типовых правилах, созданных им для финансовых кооперативов и пропагандируемых обществом Пелерво. Эти типовые правила 1902 г. предписывают кооперативам работать по сходным с принципами Райффайзена деятельности:

  1. Кредитные кооперативы были созданы для улучшения положения фермеров;
  2. Пайщики принимают на себя обязательства по взаимному поручительству по своему месту жительства; изначально кредитные кооперативы были в основном сельского типа, количество пайщиков в которых не превышало 100 человек;
  3. Все пайщики солидарно отвечают по обязательствам кооператива;
  4. Волонтерская работа играла важную роль, и работа выбранных сотрудников не оплачивалась; кредитные кооперативы выплачивали небольшую компенсацию казначею, который работал на кооператив с частичной занятостью;
  5. Прибыль играла второстепенную роль; она предназначалась для создания собственного капитала кооператива;
  6. Демократичное самоуправление кооперативом;
  7. Сосредоточенность на малоимущих заемщиках и избавление их от ростовщичества;
  8. Все заемщики и вкладчики были пайщиками; только физические лица могли быть пайщиками.

Инструментом проведения этой политики являлся банк OKO, предоставлявший небольшие сельскохозяйственные ссуды, изначально выпущенные государством.  Первые кредитные кооперативы были созданы только после учреждения OKO и находились под его тщательным надзором. Несмотря на то, что практически все кредитные кооперативы были основаны с целью получения доступа к небольшим сельскохозяйственным кредитам, банк OKO мог легко потребовать соблюдения своей политики, угрожая ограничить доступ, если требования не будут удовлетворены. Это также объясняет и то, почему долгое время единственным правомочным государственным законом для кредитных кооперативов был закон о кооперативах от 1901 г. Типовые правила от 1902 г. не были приведены в силу законодательством, но служили механизмом внутреннего распорядка в системе, поддерживаемым банком OKO как посредником финансирования деятельности кооперативов.

Период между 1902-1920 гг. стал ранним этапом развития кооперативов, когда все внимание было направлено на их создание. 1910-е гг. были относительно спокойным периодом в развитии кооперативов, частично из-за неблагоприятных внешних событий, таких как усиление Российского господства в Финляндии, Первая мировая война, трагическая и кровавая гражданская война в Финляндии в 1918 г. и общие потрясения, последовавшие за революцией в России и отсоединением Финляндии. 

А 1920-е гг. стали очень успешным десятилетием для финских кредитных кооперативов. Их количество выросло более чем вдвое с 602 в 1920-х гг. до 1416 в 1930-х гг.; эта последняя цифра стала абсолютным рекордом за всё время деятельности финских финансовых кооперативов. Количество пайщиков возросло еще сильнее с 31 000 в 1920 г. до 144 000 в 1930 г. В это же время, когда были основаны новые кооперативные банки, многие существующие значительно расширялись.

Также происходили важные законодательные и организационные изменения. В 1920 г. кредитным кооперативам было разрешено принимать вклады от лиц, не являющихся пайщиками. Это также способствовало государственному надзору над кооперативными банками, хотя надзорные полномочия были делегированы OKO, который прежде уже контролировал кооперативы. Разделение клиентов кредитного кооператива на тех, кто является пайщиком и остальных, также началось именно в этот период. 

Важное изменение организационной структуры в системе кооперативов произошло, когда в 1928 г. была основана Центральная ассоциация кредитных кооперативов (Osuuskassojen keskusliitto или OKL). OKL взяла на себя контроль над кредитными кооперативами, сбор статистики, консультационные услуги, продвижение новых кооперативов и внешние связи, тогда как OKO больше сосредотачивался на своей роли центрального банка системы. Гарантийный фонд, в который кооперативы должны были вносить обязательные вклады, был основан в 1932 г. Кредитные кооперативы получили право на открытие счетов в 1932 г. 

В 1920-1930 гг. также произошло смещение от первоначальных райффайзеновских принципов, по крайней мере, в более крупных кредитных кооперативах. С конца 1920 г. компании получили право становиться пайщиками (хотя и без права голоса), что сделало возможным предоставлять ссуды компаниям. Расширение деятельности, а также влияние общемировой экономической депрессии в 1930 г. подтолкнуло кооперативы к слиянию,  и они стали охватывать более крупные территории. Смерть Гебхарда (стойкого защитника первоначального райффайзеновского видения кредитных кооперативов) в 1933 г. также способствовала отказу от политики Райффайзена. В 1938 г. доля рынка кредитных кооперативов в займах составляла 11% против 30% у сберегательных банков и 45% у коммерческих банков (остальное было разделено между ипотечными банками и национальным банком). Однако коммерческие банки были не очень активны на сельском рынке, таким образом, основными конкурентами кредитных кооперативов были сберегательные банки.

3. От кредитных кооперативов к кооперативным банкам в регулируемой среде (1945-1985)

В конце 1930-х гг. кредитные кооперативы заняли прочную позицию на финских финансовых рынках, хотя она была значительно слабее по сравнению со сберегательными и коммерческими банками. Неудачная война с СССР привела к неожиданному эффекту, который проявился в том, что произошло усиление позиции кредитных кооперативов на финансовом рынке. Финляндия должна была уступить значительную часть территории от Восточной Финляндии Советскому Союзу. Это означало, что необходимо пересилить 450 000 людей (около 12% общего населения Финляндии). Помимо этого, во время войны правительство обещало, что безземельные фермеры смогут купить землю на выгодных условиях. Правительство после войны выдавало ссуды иммигрантам и фермерам, и большая их часть выдавалась через кредитные кооперативы. Вследствие этой программы рыночная доля кооперативов возросла от 10% в 1944 г. до 25% в 1948 г. (однако снизилась до 20% к 1954 году); в это же время количество пайщиков возросло с 164 000 в 1944 г. до 223 000 в 1949 г., после чего рост замедлился. Несмотря на то, что положительное влияние программы по покупке земли носило временный характер, кооперативные банки поднялись до уровня, на котором они стали существенными конкурентами сберегательных и коммерческих банков.

Послевоенный период до середины 1980-х гг. стал периодом жёсткого регулирования для финского банковского сектора. Ставки по кредитам и депозитам регулировались Банком Финляндии. Доступ к рынкам капитала был ограничен, что позволяло центральному банку управлять денежной массой. Чувствовался постоянный дефицит ссудных капиталов, и роль ценовой конкуренции была устранена. Основным способом оставаться конкурентоспособным на финансовом рынке являлось создание и поддержание крупной филиальной сети.

Деятельность кредитных кооперативов стала ещё ближе к сберегательным и коммерческим банкам. Не позднее 1950-х гг. принцип добровольности в менеджменте был сменен профессионализмом, в крупных кредитных кооперативах это произошло ещё в 1930-х годах. У кооперативов были определенные часы работы и собственные помещения. В дополнение к депозитному обслуживанию, кредитные кооперативы предлагали услуги по приёму платежей и хранение ценных бумаг.

Эти изменения вызвали также перемены в законодательстве. В 1954 г. обновлен закон о кооперативах, он обязал кредитные кооперативы пересмотреть свои правила в соответствии с инструкцией из Министерства финансов. Однако требования Министерства были включены не в закон о кооперативах, а в новые типовые правила от OKL в 1955 г. Они включали положения, например, о гарантиях по займам, управлении ликвидностью кооперативов, и увеличении необходимой капитализации. Права OKL по надзору за кооперативами были расширены. Любопытно, что эти требования были введены через частный механизм порядка системы, а не через государственный закон. Типовые правила, в конечном счете, утверждались OKL, а не Министерством финансов. Это указывает на высокую степень доверия правительства к частному механизму контроля за деятельностью сети кооперативов. С другой стороны, в хорошо отрегулированной финансовой среде правительство обладало прекрасными средствами санкционирования на случай, если сеть кооперативов предпочтет проигнорировать правительственные инструкции.

Повышение требований к кредитным кооперативам относительно часов работы, ликвидности, капитализации и комплексности организаций вызвало слияния между кооперативами. Количество кооперативов постоянно снижалось, начиная с пика в 1930 г. (1416 кооперативов) до 1079 кооперативов в 1940 г., 684 в 1950 г., 537 в 1960 г. Спад был особенно резким в годы войны и в первые послевоенные годы, частично отражая тот факт, что кредитные кооперативы на отделившихся территориях (где кредитные кооперативы были особенно сильны) были ликвидированы. В то же самое время количество пайщиков росло, несмотря на демографические изменения, вызванные войной: в 1940 г. количество пайщиков составляло 156 000, в 1950 г. – 230 000, в 1960 г. – 302 000.

В хорошо отрегулированной среде банковские кризисы были редким явлением, однако сеть кооперативов испытала серьезный кризис во второй половине 1960-х гг. Это было связано с выдачей займов OKO предприятиям малого и среднего бизнеса в металлургической отрасли. Выдача займов была организована посредством ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса в металлургической отрасли под названием Мэкес. Требования OKO по обязательствам для выдачи займов ассоциации Мэкес нарушало пруденциальные стандарты выдачи займов и чёткие инструкции от национального центрального банка. Ко всему прочему, количество просроченных выплат среди займов ассоциации Мэкес было чрезвычайно высоким. Займы могли обанкротить OKO и нанести серьёзный ущерб сети кредитных кооперативов. Ситуация была вызвана не только неумелым руководством OKO, но присутствовало также политическое давление из высших кругов. Ситуация была решена вмешательством центрального банка, сменой руководства и выпуском облигаций для компенсации потерь. Кризис Мэкес стал очень тяжелым, который довелось испытать финским кредитным кооперативам, и это было полезным напоминанием о том, что жесточайшие кризисы среди сетей кредитных кооперативов зачастую начинаются с центра, а не с периферии.

В то время как кредитные кооперативы всё больше и больше функционировали как банки, регулирование при помощи закона о кооперативах и правил внутреннего распорядка становилось всё более проблематичным. OKL уже с конца 1950-х гг. стремилась изменить свой правовой статус и стать банком, ассоциация внесла предложение о пересмотре банковского законодательства в 1960 г. Чтобы внедрить эти изменения, потребовалось почти десять лет, поскольку в начале 1960-х гг. начался общий пересмотр банковского законодательства, комитет для этой задачи был создан в 1961 г. В конечном счёте, закон вступил в силу лишь в 1970 г. Среди важнейших особенностей нового законодательства стало то, что неограниченная ответственность сменилась на ограниченную, необходимое соотношение собственного капитала компании к общей сумме активов было установлено на 2% (в то время как для коммерческих банков этот показатель составлял 4%, а для сберегательных банков также 2%), появились требования относительно фонда страхования займов в сети кредитных кооперативов. Надзор за кооперативными банками продолжал делегироваться группе, и группа отчитывалась перед национальным банком. Кооперативные банки получили практически те же права, что и коммерческие и сберегательные банки.

В течение 1960-1970-х гг. экономика стремительно преобразовывалась от сельского хозяйства к промышленности и услугам. Это послужило причиной перемещения из сельских районов в города. С точки зрения кооперативных банков, это было проблемой, поскольку они позиционировали себя в качестве «сельских банков». В Финляндии никогда не было городских банков «народного» (Volksbanken, banches populaires) типа, возможно из-за прочной позиции сберегательных банков в городах. Стратегией кооперативных банков  стало позиционирование себя в качестве банков для «простых людей», не ограничивая себя отныне определенной социальной группой. В целом, данное преобразование прошло успешно. Доля рынка сбережений и займов возросла с 20% в 1970 г. до почти 25% в 1980 г.

4. От либерализации кредитного рынка до кризиса и далее (1985 г. по нстоящее время)

Система, в которой центральный банк регулировал процентные ставки, в 1980-х гг. всё более устаревала. Банки придумали новые финансовые инструменты, позволявшие им обойти постановления о процентных ставках, особенно в коммерческом кредитовании. Гармонизация европейских финансовых рынков, продолжающаяся либерализация в других странах и технологические инновации, - всё способствовало либерализации финансовых рынков. В конце 1980-х гг. регулирование процентных ставок было прекращено, центральный банк начал вести операции на открытом рынке, были сняты ограничения по займам на зарубежных рынках. Либерализация финансовых рынков привела к значительному увеличению количества ссуд предприятиям и физическим лицам.

К сожалению, регулирование финансового рынка не поспевало за изменениями в секторе. Была признана необходимость обновления требований к минимальному капиталу, принятию риска и ликвидности, в итоге комитет по пересмотру законодательства начал работу в 1982 г. Вновь работа по обновлению законодательства заняла несколько лет, и новое законодательство вступило в силу в 1991 г. Диапазон банковских операций был расширен, но требования к собственному капиталу были ужесточены, и появились новые положения относительно позиций риска, которые могут занимать банки.

Однако эти меры были приняты слишком поздно и были, вероятно, неэффективны даже во время введения законодательства в силу. Значительное расширение кредитования в конце 1980-х привело к появлению экономического пузыря, что сказалось на стремительном увеличении цен на акции и жилье. Пузырь лопнул в 1991 г., когда Финляндия погрузилась в глубокую депрессию, за два года ВВП снизился на 14%, а безработица выросла на 20%. Этому сопутствовал банковский кризис, достигший апогея, когда национальный центральный банк взял у центрального банка контроль над сберегательными банками (SKOP). Сберегательные банки, особенно SKOP, находились в авангарде расширения кредитования и инвестирования в корпоративные акции. В сентябре 1993 г. SKOP обанкротился и был поглощен центральным банком. Многие местные сберегательные банки также обанкротились в период кризиса, и большинство местных сберегательных банков было поглощено крупнейшими коммерческими банками и кооперативными банками в 1993 г. 

Кооперативные банки во время кризиса держались лучше многих своих конкурентов возможно благодаря меньшему объему кредитов на фондовом рынке и рынке недвижимости, а также благодаря более консервативной политике их центрального банка (OKO). Однако многие кооперативные банки пережили серьезный риск. В то время у OKO не было достаточных средств для надзора за индивидуальными банками, которые в новой ситуации получили независимость в привлечении заёмных средств. Сеть кооперативных банков в целом вышла из кризиса без государственных субсидий, но некоторым крупнейшим кооперативным банкам пришлось помогать силами группы. Это произошло в частности с банком в Хельсинки, который пришлось фактически ликвидировать и открыть заново. Это привело к несколько ироничной ситуации: OP-bank в Хельсинки, крупнейший и во многих отношениях ведущий банк группы, является не кооперативом, а акционерным обществом, принадлежащим группе.

Общий результат работы кооперативных банков в течение периода бума и спада позволил им занять устойчивое положение относительно своих конкурентов. Доля рынка в кредитовании возросла с 25% в 1985 г. до почти 30% в 1992 г. Ликвидация большинства сберегательных банков в 1993 г. повысила долю рынка до 34% в 1993 г. Повышение требований к капиталу привело к слиянию банков, и число кооперативных банков снизилось с 372 в 1980 г. до 310 в 1992 г. 

Однако даже несмотря на то, что кооперативные банки пережили кризис достаточно хорошо, возникла необходимость пересмотра отношений между центральными организациями и местными банками. Надзор за банками внутри группы не справлялся с урезониванием не соблюдающих правила банков, и в этом требовались изменения. При более строгом объединении для кооперативных банков заманчивой была возможность того, что требования к капиталу, установленные Базельскими стандартами, могут быть рассчитаны на консолидированном уровне, при условии соблюдения определённых условий в структуре группы. Изменения в сфере сберегательных банков показали, что надзор за банковскими группами должен быть ужесточен.

Модель делегированного контроля, при которой орган национального банковского надзора контролировал группу, а группа контролировала членские банки, продолжила своё существование, несмотря на то, что представители национального банковского надзора склонялись к одобрению системы, в которой был бы только один национальный кооперативный банк, таким образом, отсутствовала бы необходимость двухуровневого надзора. Однако эта структура была неприемлема для местных банков. Компромиссным решением стала модель, при которой была усилена позиция центра и увеличены его возможности вмешаться, и где была повышена совместная ответственность банков по отношению друг к другу. Двухуровневая центральная организация с центральным банком (OKO) и центральной организацией группы осталась, однако последняя была переименована из OKL в Osuuspankkikeskus (OPK). Теперь OPK стала центральной координирующей организацией в группе кооперативных банков с полномочиями давать указания местным банкам, даже при том, что последние оставались независимыми настолько, насколько юридически независимые организации могут проявлять самостоятельность при принятии большинства решений. Новая структура группы была введена в 1997 г. и была законодательно установлена в 2001 г. Значительная часть нового закона о кооперативах относится к структуре группы.

Движение в сторону более строгого объединения было спорным, поскольку уменьшало полномочия банков, а увеличение перекрестного страхования могло привести к переходу разумно управляемых банков в безрассудно управляемые. Последнее предположение было особенно актуально после кризиса. Несмотря на то, что большинство критически настроенных банков все-таки приняли новую структуру группы, 44 кооперативных банка отказались и сформировали собственную группу кооперативных банков «Местные кооперативные банки», или POP-group. Порой это может ввести в заблуждение, поскольку банки в OP-Group являются тоже местными, как и банки в POP-group. Главную группу кооперативных банков назвали OP-group (где OP означает osuuspankki или кооперативный банк). Также важно отметить, что POP-group является не группой с точки зрения закона о кооперативных банках, а скорее свободным объединением кооперативных банков (консенсуальной сетью). 

Одним из последних изменений в секторе кооперативных банков стала покупка OKO страховой компании Pohjola в 2005 г. OKO, зарегистрированный на фондовой бирже в 1989 г., мажоритарная доля которого все ещё принадлежала кооперативным банкам, финансировал операции, выпуская новые акции. Это событие превратило OP-Group в одного из крупнейших игроков на финском рынке страхования. Покупка также привела к некоторым изменениям в структуре группы. В 2008 г. OKO был переименован в Pohjola Bank, а группа стала называться OP-Pohjola Group. 

С экономической точки зрения преуспевали обе группы кооперативных банков. В 2009 г. OP-Pohjola group была крупнейшим розничным банком в Финляндии. Её доля на рынке клиентских вкладов составляла 32,7%, в то время как ближайший конкурент, Nordea Finland, занимал 31,2%. По депозитам доля рынка OP-Pohjola составила 33,2%, у Nordea 32,0%. Доля рынка POP-group составила 2,0% в займах и 3,1% в депозитах. Доли рынка кооперативных банков теперь больше, чем когда-либо. Обе группы кооперативных банков в настоящий момент очень прибыльны и хорошо капитализированы, что контрастирует с большей частью их истории, когда они обладали недостаточным капиталом. Капитализация в обеих группах превышает минимальный требуемый уровень в 8%. В настоящее время минимальный собственный капитал для банков Финляндии составляет 5 миллионов евро, однако это не требуется от банков, которые уже обладают банковской лицензией. Собственный капитал многих банков в Финляндии в настоящее время составляет менее 5 миллионов евро. 

В начале 1990-х, резкий экономический спад привел к небывалому увеличению непогашения в срок кредитов. Обычно кооперативные банки выходят из кризиса более сильными, нежели сберегательные банки, многие из которых прекращают свою деятельность, но некоторым крупным кооперативным банкам всё же понадобилась финансовая помощь централизованной группы кооперативных банков. К первой половине десятилетия, фонд взаимных гарантий кооперативных банков был исчерпан, и платёжеспособным банкам пришлось внести дополнительные деньги для покрытия убытков менее жизнеспособных банков, находящихся в этой группе.

Хейкки Зуутала, исполнительный директор POP Pankkiliitto (POP Bank Alliance, центральная организация POP Bank Group), описывает, что потом произошло: «Старая группа изменила политику, установив взаимную неограниченную ответственность между всеми банками группы и более централизованную власть в центральной организации. Те банки, которые предпочли операционную независимость, не могли принять изменения и поэтому им пришлось уйти из старой группы и сформировать новую собственную группу». В результате, в 1997 г. сформировалась группа кооперативных банков POP Pankki, то время как остальные банки были известны как OP-Pohjola Group, крупнейший розничный кооперативный банк в Финляндии.

Это показывает тот факт, что местные банки могут сами определить свою судьбу и выйти из группы, если их не устраивает политика большинства.

В настоящее время в группе POP Pankki состоят 36 независимых кооперативных банков, у которых больше автономии, чем у банков OP-Pohjola. Со дня основания группы количество членов уверенно растет, и в настоящее время насчитывается более чем 100,000 пайщиков, которые славятся своей высокой лояльностью и удовлетворённостью клиентов. С 2001 по 2012 г POP Pankki 10 раз была признана лучшей компанией Финляндии, обслуживающей клиентов.

Т.к. банк - кооперативный, его целью является создать стабильное обслуживание для клиентов, а не только максимально увеличивать прибыль. В качестве потребительского кооператива, банковская группа, разумеется, является активным деятелем в рамках местного развития и деятельности, будучи ключевой организацией для небольших местных компаний и предлагая банковские и финансовые услуги на долговременной основе.

«У группы POP Bank очень ясная центральная организация и работает она современным и малозатратным способом», говорит Хейкки Зуутала, исполнительный директор POP Pankkiliitto. «Мы понимаем, что делать всё самим – не мудро. Мы покупаем услуги у лучших вендеров и партнеров. Мы сосредотачиваемся на взаимоотношениях с клиентами и привлекли стороннюю организацию для производства многих продуктов, таких как паевые инвестиционные фонды, безопасность, страхование жизни и карты».

Весной 2011 г., усилился брэндинг в пределах группы: «Бренд POP Bank был создан и введен в действие в качестве маркетингового наименования для всех наших банков», говорит Зуутала. «Это сделало маркетинг более эффективным и позволило создать совместное восприятие бренда для всех наших банков». Также группа расширила свои финансовые услуги,  создав инновационный интернет-магазин с незначительной структурой издержек политики страховок, не связанных с деятельностью POP Vakuutus (Общество взаимного страхования).

Успех кооперативных банков также подтверждается изменением в количестве участников. Количество пайщиков стремительно возросло в 1980-х гг., когда  их число повысилось с 362 000 в 1980 г. до 660 000 в 1990 г. Во время депрессии количество участников уменьшилось, но стало повышаться вновь с середины 1990-х гг. Во время распада организации в 1997 г,, кооперативные банки OP Group насчитывали 647 000 пайщиков. В 2002 г. (столетие группы) был превзойден уровень в 1 миллион пайщиков. В 2009 г. (послекризисный период) группа насчитывала более 1,25 миллионов пайщиков. В POP group было около 100 000 пайщиков.

5. Заключение

Данное исследование истории кооперативных банков Финляндии предназначено для прояснения проблем, относящихся к законодательству о кооперативных банках в Финляндии. В работу включены исторические описания развития кооперативных банков и описание общей банковской среды. Работа должна была показать, что законодательство и регулирование обычно изменялись вслед за внутренним развитием кооперативных банков и внешней среды. 

Существует несколько интересных направлений для дальнейших исследований. При изучении истории финансовых кооперативов и развитии законодательства становится ясно, что кооперативы принимают активное участие в формировании законодательства. У этого есть свои плюсы и минусы. Некоторые исследователи критически относятся к участию финансового сектора в своем регулировании, что, по их мнению, ведет к слабым стандартам регулирования и замедлению развития законодательства, особенно в период дерегулирования финансового рынка в конце 1980-х – начале 1990-х гг. В целом, банковское законодательство должно обеспечить равные условия для всех участников рынка и защитить вкладчиков. В настоящее время для всех банковских групп в Финляндии действуют одинаковые правила. Нет никаких ограничений по операциям в зависимости от организационной структуры; кооперативные банки обладают теми же правами, что и коммерческие и сберегательные. Защита вкладов стала явной в 1993 г. (но до этого также подразумевалась; государство не позволило бы вкладчикам потерять свои деньги).

С другой стороны, другие исследователи утверждают, что с финансовыми кооперативами необходимо консультироваться при принятии соответствующих законопроектов. Для этого есть свои весомые аргументы. Третьи стороны редко обладают достаточным знанием о кооперативах, чтобы учитывать все их особенности. Финское законодательство было сформировано с учетом особенностей структуры OP-Pohjola Group. В свою очередь, структура была совместно определена руководством банка и контролирующим органом. 

Интересным вопросом для дальнейшего исследования является также взаимодействие между государственным законом и правилами внутреннего распорядка в кооперативных банках. С 1902 по 1970 гг. финансовые кооперативы регулировались только законом о кооперативах и правилами внутреннего распорядка. Важность последних была признана в этот период, и они сохранили свою значимость и после 1970 г., когда был принят закон о кооперативных банках. Случалось также, что правила внутреннего распорядка попадали под общественную юрисдикцию, например, при регулировании отношений между центральными организациями и местными банками в новой части законодательства о кооперативных банках от 2001 г. Однако остается множество проблем, связанных с частными и взаимными соглашениями между группой и членскими банками (в случае OP-Pohjola Group). Важным примером является разделение профицита, который является единым для всех банков OP-Pohjola Group и основано на вознаграждениях за использование услуг.

Наконец, доминантная роль кооперативной сети в процессе формирования законодательства породила вопрос о том, подавляет ли она, возможно непреднамеренно, динамику финансового кооперативного сектора. Динамика сектора после 1920-х двигалась в сторону уменьшения количества банков посредством слияний. Закон содержит положения об учреждении кооперативных банков, но на практике новые банки не учреждались. Одной из причин было требование минимального собственного капитала в размере 5 миллиона евро. Стандартная сумма инвестиций составляет 100 евро на пайщика. Чтобы соответствовать требованиям о собственном капитале с такой суммой, необходимо не менее 50 000 пайщиков. Чтобы быть предельно ясным, это требование, наложенное Базельскими соглашениями и Европейским союзом. Вероятно, развитие новых финансовых кооперативов  происходило бы через кредитные союзы, допустимые при текущей регулирующей системе (хотя они не могут принимать членские вклады). Изменения в банковской этике могут дать стимул этому направлению.

Несмотря на то, что в этой работе затронута только финская система, лучшим применением подобного типа исследования станет его сравнение с другими финансовыми кооперативными системами в Европе или где-то еще. 

Приложение: Изменение количества финансовых кооперативов, пайщиков и доли рынка займов и вкладов с 1910 по 2009 годы:

 

Год

Кол-во финансовых кооперативов

Кол-во пайщиков

Доля рынка займов (%)

Доля рынка вкладов (%)

1910

370

17 000

0,5

0,1

1920

620

31 000

0,3

0,2

1930

1416

144 000

8

4

1940

1079

156 000

10

8

1950

684

230 000

22

16

1960

537

302 000

20

18

1970

445

290 000

21

20

1980

372

362 000

25

24

1995

301

674 000

32

32

2013

263

1 366 000

35

36