К специфическим проблемам, сдерживающим развитие кредитования предприятий аграрного сектора, относятся высокая капиталоемкость отрасли, длительный срок окупаемости и низкая прибыльность капиталовложений. Кредитный механизм аграрного сектора экономики, включающий совокупность инструментов по эффективному использованию основного и оборотного капитала предприятий, ссудного капитала банков, должен быть одним из основных объектов регулирующей деятельности государства, его финансовых институтов. Только государство посредством совершенствования системы государственного и регионального управления может сформировать нормативно-правовую базу, создать соответствующие стартовые условия для доступности всех видов кредита предприятиям различных организационно-правовых форм, способствовать созданию специализированных кредитных организаций.
Процесс кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей и прежде всего среднего и малого агробизнеса за три последних года изменился в лучшую сторону в связи с принятием в 2006 г. приоритетного национального проекта «Развитие АПК», Федерального закона от 29.12.2006 № 264 ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Общие принципы государственной поддержки, определенные этим законом, реализованы в конкретных целях и мероприятиях Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. (далее - Госпрограмма), принятой в 2007 г.
Финансирование этой Госпрограммы производится из трех источников: федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов участников программы. Первоначально планировалось, что финансирование Госпрограммы за первые 2 года должно было составить более 897 млрд руб. Но эта цифра подвергалась ежегодной корректировке. Положительный эффект принятия госпрограммы выражается в том, что за годы реализации Госпрограммы произошел существенный сдвиг в формировании законодательной и нормативно-правовой базы государственного регулирования сельского хозяйства. На федеральном и региональном уровнях за 2 года реализации Госпрограммы было принято 25 законопроектов. Только по организации субсидирования процентных ставок по привлеченным кредитам в 2008—2009 гг. было принято 5 постановлений Правительства РФ, которые дополнялись приказами Минсельхоза России.
Год |
Малые формы хозяйствования, всего |
В том числе |
||||||
Личные подсобные хозяйства |
Крестьянские (фермерские) хозяйства |
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы |
||||||
Количество, ед. |
Сумма, млн руб. |
Количество, ед. |
Сумма, млн руб. |
Количество, ед. |
Сумма, млн руб. |
Количество, ед. |
Сумма, млн руб. |
|
Банковские кредиты |
||||||||
2008 |
394 467 |
80 463 |
376 016 |
52 815 |
17 171 |
22 372 |
1 280 |
5 276 |
2009 |
457 221 |
93 387 |
436 324 |
60 157 |
19 424 |
26 853 |
1 473 |
6 377 |
2009,в % |
- |
- |
100 |
64,4 |
- |
28,7 |
- |
6,9 |
2009, в % к 2008 |
115,9 |
116 |
116 |
113,9 |
113,1 |
120 |
115 |
120,8 |
Средний размер кредита, тыс. руб. |
||||||||
2008 |
- |
204,0 |
- |
140,5 |
- |
1 303 |
— |
4 122 |
2009 |
- |
204,2 |
- |
137,9 |
- |
1 382 |
— |
4 329 |
Займы, полученные в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах |
||||||||
2008 |
15 385 |
1 894,8 |
13 779 |
965,8 |
1406 |
696,1 |
200 |
197 |
2009 |
17 526 |
2 242,4 |
15 755 |
1 136,1 |
1533 |
798,1 |
238 |
308 |
2009,в % |
- |
100 |
- |
50,6 |
- |
35,5 |
|
13,9 |
2009,в % к 2008 |
113,9 |
1205 |
114,3 |
117,6 |
109 |
114,6 |
119 |
156,3 |
Средний размер займа, тыс. руб. |
||||||||
2008 |
- |
120,9 |
_ |
70,1 |
- |
495,1 |
— |
985,0 |
2009 |
- |
127,9 |
— |
72,1 |
- |
520,6 |
— |
1 294,1 |
Всего кредитов и займов |
||||||||
2008 |
409 852 |
82 323 |
389 795 |
53 781 |
18 557 |
23 068 |
1 480 |
5 474 |
2009 |
474 747 |
95 630 |
452 079 |
61 243 |
20 957 |
27 651 |
1711 |
6 685 |
2008,в % |
- |
100 |
- |
65,3 |
- |
28 |
— |
6,7 |
2009, в % |
- |
100 |
- |
64,9 |
— |
28,1 |
— |
7 |
2009,в % к 2008 |
115,8 |
116,1 |
115,9 |
113,9 |
112,9 |
119,8 |
115,6 |
122,1 |
Данные о выданных кредитах, полученных субсидиях средним и малым агробизнесом, приведены в таблице.
На основании этих данных можно сделать вывод о стабильном росте объема полученных малыми формами хозяйств субсидируемых кредитов и займов. Общий объем кредита малым формам хозяйствования в 2009г. составил 95,6 млрд руб., его прирост по сравнению с 2008 г. составил 16,1 %, и этот прирост равномерно распределился для всех категорий заемщиков. Наибольший прирост (56,3 %) суммы выданных займов обеспечили кредитные кооперативы.
Ведущую роль в кредитовании малых форм хозяйств играют Россельхозбанк и Сбербанк России, причем ставка Россельхозбанка — самая низкая по сравнению с другими банками.
Объем средств, выплаченных на субсидирование процентов по кредитам и займам для малых форм хозяйствования составил в 2009 г. 6,3 млрд руб., рост по сравнению с прошлым годом составил 20 %. Но в перерасчете на одного сельского жителя приходится всего 115 руб. субсидий, а на 1 руб. товарной продукции - 0,37 коп.
В публикациях по проблеме кредитования малого бизнеса банками подчеркивается, что развитие кредитования малого и среднего бизнеса сдерживают три причины: непрозрачность заемщиков, отсутствие или плохое качество залога, недостаточный уровень развития государственного субсидирования.
Опыт развитых стран и собственная практика подсказывают, что одним из наиболее эффективных путей кредитования малого бизнеса (прежде всего в сельском хозяйстве с его сезонными колебаниями) является создание системы кредитных кооперативов.
Именно на современном этапе развития назрела необходимость организации широкодоступной сети кредитования аграрного сектора за счет объединения и активизации имеющихся в сельской местности финансовых ресурсов. Активизировать данные финансовые ресурсы и направить их на кредитование сельских предпринимателей, нуждающихся в заемных средствах, возможно путем создания и развития кредитных кооперативов, добровольных объединений юридических и физических лиц, проживающих или ведущих свою деятельность на определенной территории на основе членства и объединения денежных паев в целях удовлетворения потребностей членов в кредитных ресурсах и банковских услугах.
Кооперативные кредитно-финансовые учреждения занимают определенную экономическую нишу, позволяя сгладить существующие проблемы в кредитно-финансовом обслуживании сельскохозяйственных товаропроизводителей. Положительный опыт функционирования кредитной кооперации в развитых странах свидетельствует о ее адекватности рыночным отношениям. Она повсеместно используется для развития аграрного сектора, специализируется на обслуживании мелких и средних субъектов хозяйствования, мобилизуя временно свободные денежные средства населения. Подобная кооперация способна успешно обеспечивать возврат кредита вследствие лучшего знания производственных возможностей своей клиентуры, выступать гарантом для сельскохозяйственных производителей и в конечном итоге — повышать эффективность использования кредита.
Проведение финансовых потоков через кредитные потребительские кооперативы позволяет развивать сельскохозяйственное производство, улучшать социально-экономическое развитие села. Социально-экономическое значение кредитной кооперации для села многопланово и разнообразно. Это прежде всего:
1) повышение социальной поддержки населения через предоставление надежных ссудо-сберегательных услуг;
2) мобилизация свободных денежных средств членов кооператива и формирование дополнительного, достаточно мощного источника инвестиций в экономику;
3) содействие развитию личных подсобных хозяйств, фермерства, малого предпринимательства.
Особое значение кредитная кооперация имеет для финансирования удаленной от крупных финансовых рынков сельской экономики, прежде всего сельского хозяйства — отрасли, где сильны позиции мелкого производителя и хозяйственная деятельность сопряжена с высокими рисками и сезонными колебаниями — факторами, обусловливающими непривлекательность аграрной сферы для крупных коммерческих банков.
Стоимость и время, затраченные банком на анализ кредитоспособности малого предприятия, зачатую равны аналогичным исследованиям по отношению к представителям среднего и крупного бизнеса. Необходимость предоставления большого числа справок и документов, довольно длительный срок рассмотрения заявки, высокая процентная ставка краткосрочных кредитов — все это зачастую формирует у предпринимателей, работающих в сфере сельскохозяйственного производства, негативный стереотип по отношению к банковским кредитам, особенно на начальных этапах развития бизнеса.
Несмотря на достаточно простую организационную и функциональную составляющую кредитных кооперативов, субъекты малого предпринимательства могут столкнуться с некоторыми проблемами при их создании. Во-первых, это ограниченные ресурсные возможности потенциальных участников. Во-вторых, это необходимость решения одной очень важной проблемы, которая заключается в ответе на вопрос: кто и по каким критериям будет устанавливать очередность получения кредитов участниками кредитного кооператива? Этот на первый взгляд сугубо технический вопрос может стать камнем преткновения, о который разобьются самые аргументированные в теоретическом плане рекомендации. В-третьих, это степень доверия к партнерам по бизнесу. Именно по этим причинам финансовые ресурсы кредитных кооперативов малы и призваны удовлетворять только самые острые финансовые потребности предпринимателей. Несмотря на перечисленные трудности, кредитные кооперативы способны решить одну из наиболее важных и сложных задач в сфере малого предпринимательства - задачу по микрокредитованию, поскольку программа микрофинансирования представляется хоть и не панацеей, но, как думается, единственным ощутимо эффективным средством возрождения малого и среднего предпринимательства на селе.
Это связано с теми преимуществами, которые имеют кредитные кооперативы, а именно:
- демократический стиль управления кредитным кооперативом (один пайщик — один голос, т. е. возможность участия в управлении и принятии важных решений каждым пайщиком);
- приемлемые требования по обеспечению займов, так как кредитный кооператив объединяет людей, хорошо знающих друг друга;
- высокая степень финансовой защищенности кредитного кооператива, поскольку высокорентабельному и достаточно рисковому вложению средств кредитный кооператив предпочитает сред-нерентабельные, но надежные операции;
- распределение доходов кредитного кооператива на благо его членов;
- более низкий процент по займам для пайщиков и более стабильный процент по сбережениям за счет того, что кредитный кооператив не стремится к прибыли.
Кроме того, субъекты малого предпринимательства, вступившие в кредитный кооператив, могут получить исчерпывающую информацию обо всех его членах, а также в процессе участия в нем приобрести кредитную историю. С помощью подобного взаимного сотрудничества возможно не только решение отдельных производственных, финансово-инвестиционных и иных проблем, но и последовательное «очищение» среды малого предпринимательства от недобросовестных элементов, а также реальное противодействие криминальным и бюрократическим структурам. В то же время кредитные кооперативы имеют длительный срок окупаемости, а иногда вообще не приносят прибыли. Поэтому их попытки выжить самостоятельно приводят, как правило, к удорожанию услуг для субъектов малого предпринимательства, т. е. непосредственно для тех, кто нуждается в их услугах и для кого они, собственно, и создаются.
Соответствующая среда для развития малого бизнеса на территории не формируется, и субъекты малого предпринимательства остаются в одиночку со своими проблемами.
Результаты обследования сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов Пензенской области, проведенного с участием авторов, свидетельствуют, что участники кредитных кооперативов видят их основное преимущество в новых возможностях развития самоорганизации и самоуправления. Так, по мнению председателя кредитного потребительского кооператива «Содружество», основное преимущество кредитных кооперативов заключается в их «прозрачности». Каждый член кредитного кооператива является одновременно клиентом, собственником и управленцем, вкладчиком и заемщиком. Займы в кредитном кооперативе значительно доступнее для их членов, чем банковские кредиты: проще процедура оформления, более быстрые сроки выдачи денег, более легкие условия возврата.
Поданным Минсельхоза России, на01.01.2010 в России создано 5 585 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПОК), в том числе 1 740 кредитных (СКПК). Из общего числа зарегистрированных кооперативов не работало 29,3 % кредитных и порядка 36% СПОК.
Массовый характер процесс формирования кооперативов в Пензенской области приобрел за последние 2 года. На 01.06.2010 в области зарегистрировано 1 280 кооперативов, из которых 1 185 - действующих, в том числе кредитных - 60, действующих - 48. В кооперативах создано 3 697 рабочих мест.
В последние годы повышенное внимание со стороны государства уделяется не столько повышению экономической эффективности сельскохозяйственного производства, сколько развитию села как целостной социально-экономической системы. В этой связи роль кредитной кооперации заключается не только в становлении института микрокредитования, но и в функциях, влияющих на формирование устойчивого развития села, территориальной саморазвивающейся и самобытной социоэкономической системы, в обеспечении воспроизводства.
Сдерживает развитие кредитной кооперации ряд нерешенных проблем. В первую очередь к ним относится непроработанность законодательства о кредитной кооперации. В Гражданском кодексе РФ классификация кооперативов представлена двумя видами: производственными и потребительскими.
Деятельность кредитных кооперативов выходит за рамки правового пространства, что сдерживает развитие кооперативной системы.
Федеральный закон от 07.08.2001 № 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах» законодательно определил нормы государственного регулирования и саморегулирования деятельности кредитных кооперативов, ввел ряд прямых норм. Вместе с тем остается ряд законодательно не определенных норм, к которым относятся перечень разрешенной деятельности кредитных кооперативов, особенности распространения на кооперативы налогового законодательства.
Важнейшим направлением Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков на 2008-2012 гг. является государственная бюджетная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей. Если крестьянские (фермерские) хозяйства имеют право на бюджетную поддержку по всем направлениям этой реализуемой госпрограммы, то личные подсобные хозяйства участвуют в одном ее мероприятии — субсидировании процентной ставки по кредитам, что также сдерживает развитие кредитования в агропромышленном комплексе.
Для успешного развития кредитной кооперации как элемента кредитно-финансовой системы в целом необходимо обеспечение правовых, организационных и экономических условий функционирования, а именно:
1) принятие законов, учитывающих специфику сельского кредитного кооператива как на федеральном, так и на региональном уровнях;
2) развитие двухуровневой системы сельской кредитной кооперации в масштабах области (региона);
3) создание гарантийного фонда в качестве основы привлечения капитала в кредитные кооперативы.
Кредитная кооперация не отменяет банковского кредитования, но существенно его дополняет, облегчая работу с мелкими заемщиками и снижая риск невозврата кредита. Она занимает собственную нишу в кредитно-финансовой системе страны, облегчая переход к рыночным отношениям сельским товаропроизводителям. Системный подход к развитию кооперации позволяет снять основные противоречия и привлечь финансовый капитал бюджетов разных уровней и коммерческих организаций в сельскую местность.
Источник: Финансы и кредит, №23, 2011