К специфическим проблемам, сдерживающим развитие кредитования предприятий аграрного сектора, относятся высокая капиталоемкость отрасли, длительный срок окупаемости и низкая прибыльность капиталовложений. Кредитный механизм аграрного сектора экономики, включающий совокупность инструментов по эффективному использованию основного и оборотного капитала предприятий, ссудного капитала банков, должен быть одним из основных объектов регулирующей деятельности государства, его финансовых институтов. Только государство посредством совершенствования системы государственного и регионального управления может сформировать нормативно-правовую базу, создать соответствующие стартовые условия для доступности всех видов кредита предприятиям различных организационно-правовых форм, способствовать созданию специализированных кредитных организаций.

Процесс кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей и прежде всего среднего и малого агробизнеса за три последних года изменился в лучшую сторону в связи с принятием в 2006 г. приоритетного национального проекта «Развитие АПК», Федерального закона от 29.12.2006 № 264 ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Общие принципы государственной поддержки, определенные этим законом, реализованы в конкретных целях и мероприятиях Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. (далее - Госпрограмма), принятой в 2007 г.

Финансирование этой Госпрограммы производится из трех источников: федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов участников программы. Первоначально планировалось, что финансирование Госпрограммы за первые 2 года должно было составить более 897 млрд руб. Но эта цифра подвергалась ежегодной корректировке. Положительный эффект принятия госпрограммы выражается в том, что за годы реализации Госпрограммы произошел существенный сдвиг в формировании законодательной и нормативно-правовой базы государственного регулирования сельского хозяйства. На федеральном и региональном уровнях за 2 года реализации Госпрограммы было принято 25 законопроектов. Только по организации субсидирования процентных ставок по привлеченным кредитам в 2008—2009 гг. было принято 5 постановлений Правительства РФ, которые дополнялись приказами Минсельхоза России.

Год

Малые формы хозяйствования, всего

В том числе

Личные подсобные хозяйства

Крестьянские (фермерские) хозяйства

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы

Количество, ед.

Сумма, млн руб.

Количество, ед.

Сумма, млн руб.

Количество, ед.

Сумма, млн руб.

Количество, ед.

Сумма, млн руб.

Банковские кредиты

2008

394 467

80 463

376 016

52 815

17 171

22 372

1 280

5 276

2009

457 221

93 387

436 324

60 157

19 424

26 853

1 473

6 377

2009,в %

-

-

100

64,4

-

28,7

-

6,9

2009, в % к 2008

115,9

116

116

113,9

113,1

120

115

120,8

Средний размер кредита, тыс. руб.

2008

-

204,0

-

140,5

-

1 303

4 122

2009

-

204,2

-

137,9

-

1 382

4 329

Займы, полученные в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах

2008

15 385

1 894,8

13 779

965,8

1406

696,1

200

197

2009

17 526

2 242,4

15 755

1 136,1

1533

798,1

238

308

2009,в %

-

100

-

50,6

-

35,5

 

13,9

2009,в % к 2008

113,9

1205

114,3

117,6

109

114,6

119

156,3

Средний размер займа, тыс. руб.

2008

-

120,9

_

70,1

-

495,1

985,0

2009

-

127,9

72,1

-

520,6

1 294,1

Всего кредитов и займов

2008

409 852

82 323

389 795

53 781

18 557

23 068

1 480

5 474

2009

474 747

95 630

452 079

61 243

20 957

27 651

1711

6 685

2008,в %

-

100

-

65,3

-

28

6,7

2009, в %

-

100

-

64,9

28,1

7

2009,в % к 2008

115,8

116,1

115,9

113,9

112,9

119,8

115,6

122,1

Данные о выданных кредитах, полученных субсидиях средним и малым агробизнесом, приведены в таблице.

На основании этих данных можно сделать вывод о стабильном росте объема полученных малыми формами хозяйств субсидируемых кредитов и займов. Общий объем кредита малым формам хозяйствования в 2009г. составил 95,6 млрд руб., его прирост по сравнению с 2008 г. составил 16,1 %, и этот прирост равномерно распределился для всех категорий заемщиков. Наибольший прирост (56,3 %) суммы выданных займов обеспечили кредитные кооперативы.

Ведущую роль в кредитовании малых форм хозяйств играют Россельхозбанк и Сбербанк России, причем ставка Россельхозбанка — самая низкая по сравнению с другими банками.

Объем средств, выплаченных на субсидирование процентов по кредитам и займам для малых форм хозяйствования составил в 2009 г. 6,3 млрд руб., рост по сравнению с прошлым годом составил 20 %. Но в перерасчете на одного сельского жителя приходится всего 115 руб. субсидий, а на 1 руб. товарной продукции - 0,37 коп.

В публикациях по проблеме кредитования малого бизнеса банками подчеркивается, что развитие кредитования малого и среднего бизнеса сдерживают три причины: непрозрачность заемщиков, отсутствие или плохое качество залога, недостаточный уровень развития государственного субсидирования.

Опыт развитых стран и собственная практика подсказывают, что одним из наиболее эффективных путей кредитования малого бизнеса (прежде всего в сельском хозяйстве с его сезонными колебаниями) является создание системы кредитных кооперативов.

Именно на современном этапе развития назрела необходимость организации широкодоступной сети кредитования аграрного сектора за счет объединения и активизации имеющихся в сельской местности финансовых ресурсов. Активизировать данные финансовые ресурсы и направить их на кредитование сельских предпринимателей, нуждающихся в заемных средствах, возможно путем создания и развития кредитных кооперативов, добровольных объединений юридических и физических лиц, проживающих или ведущих свою деятельность на определенной территории на основе членства и объединения денежных паев в целях удовлетворения потребностей членов в кредитных ресурсах и банковских услугах.

Кооперативные кредитно-финансовые учреждения занимают определенную экономическую нишу, позволяя сгладить существующие проблемы в кредитно-финансовом обслуживании сельскохозяйственных товаропроизводителей. Положительный опыт функционирования кредитной кооперации в развитых странах свидетельствует о ее адекватности рыночным отношениям. Она повсеместно используется для развития аграрного сектора, специализируется на обслуживании мелких и средних субъектов хозяйствования, мобилизуя временно свободные денежные средства населения. Подобная кооперация способна успешно обеспечивать возврат кредита вследствие лучшего знания производственных возможностей своей клиентуры, выступать гарантом для сельскохозяйственных производителей и в конечном итоге — повышать эффективность использования кредита.

Проведение финансовых потоков через кредитные потребительские кооперативы позволяет развивать сельскохозяйственное производство, улучшать социально-экономическое развитие села. Социально-экономическое значение кредитной кооперации для села многопланово и разнообразно. Это прежде всего:

1)    повышение социальной поддержки населения через предоставление надежных ссудо-сберегательных услуг;
2)    мобилизация свободных денежных средств членов кооператива и формирование дополнительного, достаточно мощного источника инвестиций в экономику;
3)    содействие развитию личных подсобных хозяйств, фермерства, малого предпринимательства.

Особое значение кредитная кооперация имеет для финансирования удаленной от крупных финансовых рынков сельской экономики, прежде всего сельского хозяйства — отрасли, где сильны позиции мелкого производителя и хозяйственная деятельность сопряжена с высокими рисками и сезонными колебаниями — факторами, обусловливающими непривлекательность аграрной сферы для крупных коммерческих банков.

Стоимость и время, затраченные банком на анализ кредитоспособности малого предприятия, зачатую равны аналогичным исследованиям по отношению к представителям среднего и крупного бизнеса. Необходимость предоставления большого числа справок и документов, довольно длительный срок рассмотрения заявки, высокая процентная ставка краткосрочных кредитов — все это зачастую формирует у предпринимателей, работающих в сфере сельскохозяйственного производства, негативный стереотип по отношению к банковским кредитам, особенно на начальных этапах развития бизнеса.

Несмотря на достаточно простую организационную и функциональную составляющую кредитных кооперативов, субъекты малого предпринимательства могут столкнуться с некоторыми проблемами при их создании. Во-первых, это ограниченные ресурсные возможности потенциальных участников. Во-вторых, это необходимость решения одной очень важной проблемы, которая заключается в ответе на вопрос: кто и по каким критериям будет устанавливать очередность получения кредитов участниками кредитного кооператива? Этот на первый взгляд сугубо технический вопрос может стать камнем преткновения, о который разобьются самые аргументированные в теоретическом плане рекомендации. В-третьих, это степень доверия к партнерам по бизнесу. Именно по этим причинам финансовые ресурсы кредитных кооперативов малы и призваны удовлетворять только самые острые финансовые потребности предпринимателей. Несмотря на перечисленные трудности, кредитные кооперативы способны решить одну из наиболее важных и сложных задач в сфере малого предпринимательства - задачу по микрокредитованию, поскольку программа микрофинансирования представляется хоть и не панацеей, но, как думается, единственным ощутимо эффективным средством возрождения малого и среднего предпринимательства на селе.

Это связано с теми преимуществами, которые имеют кредитные кооперативы, а именно:

  • демократический стиль управления кредитным кооперативом (один пайщик — один голос, т. е. возможность участия в управлении и принятии важных решений каждым пайщиком);
  • приемлемые требования по обеспечению займов, так как кредитный кооператив объединяет людей, хорошо знающих друг друга;
  • высокая степень финансовой защищенности кредитного кооператива, поскольку высокорентабельному и достаточно рисковому вложению средств кредитный кооператив предпочитает сред-нерентабельные, но надежные операции;
  • распределение доходов кредитного кооператива на благо его членов;
  • более низкий процент по займам для пайщиков и более стабильный процент по сбережениям за счет того, что кредитный кооператив не стремится к прибыли.

Кроме того, субъекты малого предпринимательства, вступившие в кредитный кооператив, могут получить исчерпывающую информацию обо всех его членах, а также в процессе участия в нем приобрести кредитную историю. С помощью подобного взаимного сотрудничества возможно не только решение отдельных производственных, финансово-инвестиционных и иных проблем, но и последовательное «очищение» среды малого предпринимательства от недобросовестных элементов, а также реальное противодействие криминальным и бюрократическим структурам. В то же время кредитные кооперативы имеют длительный срок окупаемости, а иногда вообще не приносят прибыли. Поэтому их попытки выжить самостоятельно приводят, как правило, к удорожанию услуг для субъектов малого предпринимательства, т. е. непосредственно для тех, кто нуждается в их услугах и для кого они, собственно, и создаются.

Соответствующая среда для развития малого бизнеса на территории не формируется, и субъекты малого предпринимательства остаются в одиночку со своими проблемами.

Результаты обследования сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов Пензенской области, проведенного с участием авторов, свидетельствуют, что участники кредитных кооперативов видят их основное преимущество в новых возможностях развития самоорганизации и самоуправления. Так, по мнению председателя кредитного потребительского кооператива «Содружество», основное преимущество кредитных кооперативов заключается в их «прозрачности». Каждый член кредитного кооператива является одновременно клиентом, собственником и управленцем, вкладчиком и заемщиком. Займы в кредитном кооперативе значительно доступнее для их членов, чем банковские кредиты: проще процедура оформления, более быстрые сроки выдачи денег, более легкие условия возврата.

Поданным Минсельхоза России, на01.01.2010 в России создано 5 585 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПОК), в том числе 1 740 кредитных (СКПК). Из общего числа зарегистрированных кооперативов не работало 29,3 % кредитных и порядка 36% СПОК.

Массовый характер процесс формирования кооперативов в Пензенской области приобрел за последние 2 года. На 01.06.2010 в области зарегистрировано 1 280 кооперативов, из которых 1 185 - действующих, в том числе кредитных - 60, действующих - 48. В кооперативах создано 3 697 рабочих мест.

В последние годы повышенное внимание со стороны государства уделяется не столько повышению экономической эффективности сельскохозяйственного производства, сколько развитию села как целостной социально-экономической системы. В этой связи роль кредитной кооперации заключается не только в становлении института микрокредитования, но и в функциях, влияющих на формирование устойчивого развития села, территориальной саморазвивающейся и самобытной социоэкономической системы, в обеспечении воспроизводства.

Сдерживает развитие кредитной кооперации ряд нерешенных проблем. В первую очередь к ним относится непроработанность законодательства о кредитной кооперации. В Гражданском кодексе РФ классификация кооперативов представлена двумя видами: производственными и потребительскими.

Деятельность кредитных кооперативов выходит за рамки правового пространства, что сдерживает развитие кооперативной системы.

Федеральный закон от 07.08.2001 № 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах» законодательно определил нормы государственного регулирования и саморегулирования деятельности кредитных кооперативов, ввел ряд прямых норм. Вместе с тем остается ряд законодательно не определенных норм, к которым относятся перечень разрешенной деятельности кредитных кооперативов, особенности распространения на кооперативы налогового законодательства.

Важнейшим направлением Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков на 2008-2012 гг. является государственная бюджетная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей. Если крестьянские (фермерские) хозяйства имеют право на бюджетную поддержку по всем направлениям этой реализуемой госпрограммы, то личные подсобные хозяйства участвуют в одном ее мероприятии — субсидировании процентной ставки по кредитам, что также сдерживает развитие кредитования в агропромышленном комплексе.

Для успешного развития кредитной кооперации как элемента кредитно-финансовой системы в целом необходимо обеспечение правовых, организационных и экономических условий функционирования, а именно:

1)    принятие законов, учитывающих специфику сельского кредитного кооператива как на федеральном, так и на региональном уровнях;
2)    развитие двухуровневой системы сельской кредитной кооперации в масштабах области (региона);
3) создание гарантийного фонда в качестве основы привлечения капитала в кредитные кооперативы.

Кредитная кооперация не отменяет банковского кредитования, но существенно его дополняет, облегчая работу с мелкими заемщиками и снижая риск невозврата кредита. Она занимает собственную нишу в кредитно-финансовой системе страны, облегчая переход к рыночным отношениям сельским товаропроизводителям. Системный подход к развитию кооперации позволяет снять основные противоречия и привлечь финансовый капитал бюджетов разных уровней и коммерческих организаций в сельскую местность.

Источник: Финансы и кредит, №23, 2011