Методика оценки эффективности деятельности кредитных кооперативов в региональной экономике
Сегодняшняя ситуация в системе кредитной кооперации отражает реальную картину общеэкономического спада в экономике России. Малое и среднее предпринимательство, потребительское кредитование те сектора экономики, которые создают мультипликативный эффект на развитие смежных отраслей, являются источником и стабилизатором обеспечения внутреннего спроса и нормального функционирования рынка в целом.
В условиях кризиса предпринимательское и потребительское кредитование становится находкой для национальной экономики, совокупным индикатором благосостояния страны, показателем её саморазвития, а также укрепления позиций среднего класса. Так, система кредитной кооперации способна повысить доступность кредитных ресурсов для малого и среднего бизнеса, населения страны, что позволяет увеличивать внутреннее потребление в национальной экономике, создавать дополнительные рабочие места и повышать уровень жизни в стране.
Сегодня во многих регионах России развитие кредитной кооперации идёт методом проб и ошибок, где применительно к своей экономической ситуации используются те или иные модели функционирования, методы поведения на монопольном рынке кредитования. Особенности политических и хозяйственных отношений в кредитной кооперации, многообразие разрозненно функционирующих организационно-правовых форм кредитных кооперативов обуславливают необходимость разработки современных подходов в теории и практике менеджмента, обеспечивающих эффективное воздействие на организацию, её структурные подразделения.
В связи с этим, исследование проблемы оценки эффективности функционирования в кредитных кооперативах представляется особенно важным и современным.
Кооперативный менеджмент представляет собой сложное многоаспектное и многоуровневое понятие, органически присущее рыночной системе ведения хозяйства. Под управлением кредитными кооперативами можно понимать систему управления собственностью, социальной и хозяйственной деятельностью, обеспечивающей реализацию социальной миссии, принципов и ценностей организации на основе согласования интересов всех участников экономических отношений: собственников и менеджеров, руководителей и персонала, пайщиков и некооперированного населения. В общем виде эффективность управления кредитными кооперативами означает способность руководства кредитных кооперативов выполнять свои функции в соответствии с требуемым качеством и стоимостью в условиях конкурентного рынка. Особенностью системы управления кредитными кооперативами по сравнению с другими финансовыми институтами является то, что центральным звеном менеджмента являются пайщики - потребители финансовых услуг.
Важным элементом в управлении кредитными кооперативами также является организация системы контроля за деятельностью выборных органов кооператива. ФЗ "О кредитной кооперации" устанавливает двухуровневую систему контроля за деятельностью кредитных кооперативов: внешнее (со стороны Федеральных органов исполнительной власти и СРО) и внутреннее (наблюдательный совет). Проблемой использования существующей системы внутреннего и внешнего контроля за деятельностью кредитных кооперативов является отсутствие соответствующей методики экономической диагностики деятельности кредитных кооперативов. Для внедрения системы контроля требуется методика, позволяющая оценить экономическое состояние и перспективы хозяйствующего субъекта в рамках внутрисистемного регулирования множества объектов.
Органами управления кредитными кооперативами является Правление, возглавляемое Председателем кооператива, наблюдательный совет, комитет по займам, избираемые общим собранием пайщиков. Каждый орган управления имеет свои функции и несёт ответственность за результаты работы деятельности кредитного кооператива в пределах своей компетенции. Председатель кооператива является ответственным за результаты деятельности кредитного кооператива, результаты деятельности кредитных инспекторов, которых он назначает. Деятельность комитета по займам может быть оценена по эффективности использования средств фонда финансовой взаимопомощи. Общая оценка работы руководителей должна подкрепляться результатами работы основных работников, их удовлетворённостью трудом, финансово-экономическими показателями деятельности кооперативной организации и удовлетворённостью потребителей товаров и услуг кредитного кооператива.
В этих целях было проведено исследование состояния управления кредитными кооперативами, входящими в состав Республиканского союза кредитных потребительских кооперативов граждан Чувашской Республики, которое показало, что оценить деятельность кредитных кооперативов возможно по 30 параметрам, объединённым в 7 групп:
- Социальной эффективности (средняя сумма выданных займов, коэффициент кооперирования населения и т.д.);
- Эффективности использования собственных средств (отношение собственных средств к сбережениям, отношение резервного фонда к фонду финансовой взаимопомощи, и т.д.);
- Эффективности затрат кооператива (коэффициент удельных издержек, доля операционных затрат, операционная самоокупаемость);
- Финансовой эффективности (рентабельность предпринимательской деятельности, доходность текущих затрат и др.);
- Эффективности деятельности кооператива (темпы роста по выдаваемым займам, принятым вкладам);
- эффективность заёмно-сберегательной деятельности (отношение процентов, полученных по займам к общей сумме выданных займов; уровень риска портфеля займов; средний срок пользования займами; расходы по сбережениям на 1 руб. займа и т.д.);
- Эффективности работы персонала (число пайщиков на 1 работника, сумма выданных займов на 1 работника и др.).
Каждый параметр можно оценить по семибалльной шкале, а по отдельным показателям, для которых невозможно рассчитать числовой диапазон по этой шкале, можно определить по темпам роста (0 баллов за спад показателя, 1 балл при достижении 100-105% и 2 балла за прирост свыше 105%). На основе частных показателей эффективности деятельности различных кредитных кооперативов можно определить интегральный показатель, как сумму всех баллов по каждой группе показателей.
Приведение всех показателей к единому числовому масштабу возможно с помощью сравнения локальных показателей, а также интегрального показателя с эталонными максимальными (201 балл) показателями. В качестве эталона принимается наилучшее значение анализируемого показателя с точки зрения его экономического содержания. Такой подход соответствует практике рыночной конкуренции, где каждая кредитная организация стремится к улучшению показателей своей деятельности.
Результаты анализа деятельности 11 кредитных кооперативов, входящих в состав Республиканского союза кредитных потребительских кооперативов граждан Чувашии, отражены в табл. 1.
Данные табл. 1 свидетельствуют, что среднее значение эффективности деятельности кредитных кооперативов, входящих в состав РС КПКГ с учётом вклада отдельного кооператива, находится на уровне 75 баллов.
Таблица 1
Итоги рейтинговой оценки эффективности деятельности кредитных кооперативов РС КПКГ (по состоянию на 1 января 2010 г.)
Наименование кооператива |
Количество баллов |
Место |
КПКГ «Ядрин-Агрокредит» |
101 |
1 |
КПКГ «КВ «Агрокредит» |
95 |
2 |
КПКГ «КВ «Народный кредит» |
92 |
3 |
КПКГ «Медик» |
91 |
4 |
КПКГ «Касса семейного кредита» |
88 |
5 |
КПКГ «Педагог» |
78 |
6 |
КПКГ «КВ «Семейный кредит» |
76 |
7 |
КПКГ «Агрокредит» |
68 |
9 |
КПКГ «Заря-кредит» |
66 |
10 |
КПКГ «Юлташ» |
65 |
11 |
КПКГ «Народный кредит» |
64 |
12 |
Средневзвешенное значение на 1 кооператив |
75 |
- |
Наилучший показатель у КПКГ "Ядрин-Агрокредит" - 101 балл, свыше 90 баллов достигнуто КПКГ "КВ "Агрокредит", КПКГ "КВ "Народный кредит", КПКГ "Медик"; ниже среднего значение - КПКГ "Агрокредит", КПКГ "Заря-кредит", КПКГ "Юлташ", КПКГ "Народный кредит". Неудовлетворительные значения во всех кооперативах было достигнуто по таким показателям, как рентабельность предпринимательской деятельности, доходность текущих затрат, операционная эффективность. Для повышения эффективности деятельности кредитных кооперативов следует повысить уровень собственных средств, снизить сумму просроченной задолженности, увеличить кредитный портфель, необходимо уделять значительное внимание финансовой, коммерческой, кадровой, управленческой и социальной составляющим. Представляется, что выбор финансовой, кадровой и кредитной политики, правильная организация заёмно-сберегательной деятельности, соответствие социальной политики кооператива потребностям пайщиков способны в значительной степени повысить эффективность деятельности кооператива. Количественные результаты оценки эффективности деятельности кооператива позволят выявить сильные и слабые стороны деятельности кооператива и определять перспективы его развития.
Источник: Кредитная кооперация Чувашии