Процесс становления и дальнейшего развития кредитной кооперации в РФ представляет собой целый комплекс мероприятий, решение которых обусловлено наличием ряда проблем, сдерживающих ее развитие.
В литературе выделяются следующие основные проблемы, сдерживающие развитие кредитной кооперации в РФ: неразвитость кооперативного законодательства, отсутствие стратегии ее развития и государственной поддержки, ограниченность ресурсной базы кредитных кооперативов. Для решения данных проблем предлагаются следующие мероприятия: совершенствование специального закона о кредитной кооперации и общей перспективной стратегии ее развития, активизация государственной поддержки кредитной кооперации на начальном этапе ее развития в стране, через выделение средств из федерального бюджета на формирование стартового капитала региональных кооперативов (не раскрывая количественных показателей).
Тем не менее, ряд проблем развития кредитной кооперации РФ пока остался не рассмотренным:
- Недооценка в ряде регионов органами власти социально-экономического значения кредитных кооперативов, что определяется становлением кредитной кооперации и неразвитостью федерального законодательства, отсутствие экономической политики по ее развитию, включении в планы социально - экономического развития территорий. В 2003 году из общей кредитной массы коммерческих банков доля кредитов для крестьянских (фермерских) хозяйств составила менее 3%, кредитование «Россельхозбанком» личных подсобных хозяйств пяти регионов составило 1650 тыс. руб. В тоже время по данным ФРСКК в 2003 году в целом по стране помощь кредитной кооперацией развитию малого агробизнеса и населения составила свыше 750 млн. руб., 55% которой приходится на Волгоградскую область.
- Неурегулированность вопросов, связанных со стимулированием развития сельской кредитной кооперации, в том числе в области налогообложения. В то же время, дальнейшее ее развитие требует единой системы бухгалтерского учета и отчетности, основанной на общероссийских методологических принципах и положениях Налогового Кодекса РФ, создания гарантийных фондов.
- Отсутствие свободных ресурсов для удовлетворения спроса пайщиков на получение займов, неразвитость политики привлечения сбережений, зависимость кредитных кооперативов от внешних источников финансирования деятельности, в том числе международных. В большинстве кредитных кооперативов потребности в финансовых средствах превышают их предложения. По данным ФРСКК в целом по стране сельская кредитная кооперация в настоящее время удовлетворяет потребности своих пайщиков только на 53%. В структуре источников кредитования СКПК значительную долю занимают средства ФРСКК. По состоянию на 15 июля 2004 года доля субвенций из областного бюджета Белгородской области составляет 73% в общей сумме сформированных всеми КПКГ фондов финансовой взаимопомощи (53,2 млн. рублей), доля паевых взносов членов кооперативов - 12%, личных сбережений - 10%, кредитов, займов, благотворительной помощи, доходов от выдачи займов - 5 процента.
- Низкий уровень финансовой подготовки специалистов кредитных кооперативов, что вполне объективно: система высшего образования не имеет соответствующих учебных заведений, нет программ по подготовке специалистов для работы в кредитных кооперативах, отсутствует в достаточном объеме методическая литература. Все это не позволяет кредитным кооперативам решать целый комплекс практических вопросов, в частности, по кредитной политике, налогообложению и другим финансовым вопросам.
- Относительно низкий уровень работы по подбору состава и привлечению новых пайщиков. В кооперативах имеются пайщики не участвующие в формировании активов, несвоевременно возвращающие заемные средства и проценты по ним. Одна из причин наличия таких членов - недостаточная и неглубокая проработка проблемы на стадии вступления пайщиков в кооператив, не учитывание целей использования займа, кредитоспособности заемщика, формы обеспечения и гарантий, предложенных заемщиком, возможности быстрой реализации залога. По данным ФРСКК в 2003 году в целом по стране возвратность ссуд составила около 96%. В Волгоградской области в 2003 году по данным ВОПСКК «Содружество» просроченная задолженность пайщиков составила 3% от суммы полученных ими кредитов.
- Отсутствие объективно обоснованных прогнозов развития кредитных кооперативов и методов управления финансовыми потоками на основе бизнес-планов. Отсутствие в кооперативах бизнес-планов, механизмов их реализации и системы управления на основе прогнозных планов сдерживает развитие сельской кредитной кооперации. В Волгоградской области, являющейся лидером развития сельской кредитной кооперации РФ, СКПК в основной своей массе не разрабатывают бизнес-планы, а при их наличии кооперативы не придерживаются их основных параметров.
- Недооценка необходимости финансового объединения различных форм кредитных кооперативов и создания финансовой системы кредитной кооперации, что определяется разрозненностью их функционирования и неравномерностью развития по регионам. В условиях, когда на федеральном уровне будет сформирована законодательная и нормативная база, и кредитная кооперация «вольется» в общую финансовую систему РФ, любые ее колебания отрицательно скажутся на финансовой устойчивости кооперативов. Такое положение создает объективные предпосылки для создания финансовой системы.
- Недостаточная настойчивость в пропаганде социально-экономической значимости кредитной кооперации, проблемы надзорности, рисков, экономических показателей деятельности кооперативов, требующих теоретических разработок и издания соответствующих методических рекомендаций и положений. В целом, в масштабах РФ необходима унификация и стандартизация показателей и нормативов деятельности кредитной кооперации.
Проблемы, связанные с развитием сельской кредитной кооперации, не ограничиваются перечнем, приведенным выше. Необходимо отметить, что кредитные кооперативы имеют и индивидуальные проблемы, обусловленные определенной дифференциацией по видам выдаваемых займов и категориям пайщиков. Можно выделить следующие кредитные кооперативы по видам выдаваемых займов: кооперативы, выдающие займы преимущественно крестьянским (фермерским) хозяйствам (тип 1); кооперативы, выдающие займы преимущественно предпринимателям малого и среднего бизнеса (тип 2); кооперативы, выдающие займы преимущественно пенсионерам, инвалидам, студентам и другим категориям (тип 3); кооперативы, выдающие займы различным категориям граждан, предпринимателям малого и среднего бизнеса (тип 4). Проблемы кредитных кооперативов 1 и 2 типов сводятся в основном к недостаточной ресурсной базе, необходимости средств в больших размерах, что определяется спецификой деятельности пайщиков (сезонность, сфера обслуживания и торговли), наличии залогового обеспечения. Ряд кооперативов (третий тип), объединяющих социально незащищенные слои населения и выдающих небольшие займы на личные нужды, имеют следующие проблемы: обеспечить удовлетворение потребностей пайщиков в приобретении предметов первой необходимости за счет льготных кредитов, выдать заем без залога, обеспечить рассрочку выплаты процентов. Четвертый тип кооперативов объединяет в себе все проблемы других типов кредитных кооперативов.
Таким образом, развитие финансовой среды кредитной кооперации РФ определяется решением целого комплекса проблем, инструменты которых разнообразны и представлены нами в таблице.
Основные проблемы финансовой среды развития кредитной кооперации РФ
Проблемы финансовой среды |
Способы решения проблем |
|
Инструменты |
Уровень решения |
|
Отсутствие финансовой стратегии и концепции развития, проблема надзорности |
Создание специального органа |
Федеральный |
Отсутствие, неразвитость и противоречи вость законодательной базы |
Принятие специального кооперативного законодательства |
Федеральный |
Не определен дальнейший социально-экономический статус в финансово-кредитной системе страны |
Введение организационно- правовой формы некоммерческая организация с расширенными функциями |
Федеральный |
Неурегулированы вопросы стимулирования развития, рисков, экономических показателей надежности, возвратности вложенных средств |
Государственная поддержка, принятие поправок в налоговое, банковское, земельное, бюджетное законодательство, создание спецфондов гарантий |
Федеральный, региональный |
Ограниченность ресурсной базы |
Государственная н международная поддержка, ФРСКК, международные проекты, развитие политики привлечения сбережений, кредитов |
Федеральный, региональный, кооперативный |
Отсутствие прогнозов развития и методов управления финансовыми потоками на основе бизнес-планов |
Разработка бизнес-планов |
Кооперативный |
Низкий уровень профессиональной подготовки специалистов в области финансов |
Создание научно-практических организаций и единого центра, разработка учебных программ, методической литературы |
Федеральный, региональный |
Пропаганда социально- экономической значимости кредитной кооперации |
Личные контакты, СМИ, |
На всех уровнях |
Государство охватывает практически все проблемы, решение которых требует разработки и принятия экономических методов, необходимых с целью дальнейшего развития сельской кредитной кооперации.
В качестве инструмента развития сельской кредитной кооперации в теоретических исследованиях предлагается ее регулирование. Так С.Б.Коваленко регулирование видит на основе сочетания методов государственного регулирования и возможностей ее рыночного саморегулирования. Регулирование рассматривается посредством выделения его форм: 1) со стороны рыночного саморегулирования: стихийное - реакция кооперативов на действия рынка и сознательное регулирование — целенаправленное регулирование через расширение услуг, создание иерархической системы, установление льготных ставок по кредитам и вкладам; 2) со стороны государства: прямое - разработка законодательства и косвенное регулирование — предоставление льгот и участие кооперативов в государственных программах.
В.М.Пахомов регулирование видит на основе сочетания методов государственного и кооперативного регулирования, рассматривая виды регулируемых отношений (имущественные, фискальные, компенсационные, залоговые) со стороны государства и кооператива. Применение таких форм регулирования не вызывает сомнений. Предлагается продолжить исследование данного вопроса.
На наш взгляд развитие финансовой среды кредитной кооперации РФ может осуществляться через механизм изменения преобладающей формы финансового потока: в первую очередь по пути увеличения количества кредитных кооперативов в регионах за счет государственной поддержки, затем - качественного совершенствования системы кредитной кооперации за счет развития на основе собственных финансовых ресурсов. Такое развитие определяется взаимосвязанностью и взаимозависимостью выделенных периодов. Рассмотрим специфику такого развития кредитной кооперации.
По состоянию на 01.10.2003г. в среднем на один регион в рамках федеральных округов приходится 5 кредитных кооперативов. Ряд федеральных округов имеет низкую плотность размещения сельских кредитных кооперативов - это Северо-Западный и Дальневосточный. Здесь в среднем на один регион приходится 1-2 кредитных кооператива. Лидерами кредитного движения являются Центральный и Южный федеральные округа.
Численность кредитных кооперативов на территории всей страны составит около 67 тысяч, из которых около 18 тысяч - в сельской местности, при условии, если будущий пайщик будет членом только одного кредитного кооператива. При расчете количества кооперативов в пределах региона помимо указанных показателей необходимо учитывать плотность населения, транспортную доступность, развитие финансовых организаций, т.к. реализация кооперативных принципов предполагает взаимодоверие пайщиков. Анализ современного развития сельской кредитной кооперации показывает, что она только набирает свои темпы.
Возможным вариантом определения границ этапов количественного развития кредитной кооперации и ее качественного совершенствования может выступать образование достаточного количества кредитных кооперативов в регионах. Достаточным количеством можно считать пять кредитных кооперативов на каждые 10 тысяч населения. Данная величина выведена нами исходя из расчета их численности, получивших свое наибольшее развитие в таких регионах как Волгоградская и Белгородская области, где кредитная кооперация стала неотъемлемым элементом кредитно-финансовой системы аграрной сферы, численности сельского населения областей и пайщиков-юридических лиц, отечественного и мирового опыта развития кредитных кооперативов.
Таким образом, первоочередной задачей выступает именно увеличение численности кооперативов. Согласно действующим ограничением законодательства по численности пайщиков, исходя из численности населения страны в возрасте свыше 60 лет, численности предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории РФ, и учитывая, что в среднем соотношение между физическими лицами в кооперативе составляет 75% и 25%, можно рассчитать предельную численность кредитных кооперативов на территории России:
x=(P+J)/M, где
P - численность населения страны в возрасте от 16 лет, J - численность юридических лиц, M - ограничение кооперативного законодательства по численности пайщиков.
На первоначальном этапе количественное развитие кредитной кооперации должно строиться на основе ее государственной поддержки. Государственное вмешательство в процесс развития кредитных кооперативов исключать нельзя, но, тем не менее, роль государства должна ограничиваться в силу закономерностей, выявленных нами в предыдущих главах, опираясь на опыт развития СКПК в Волгоградской области и мировой опыт, следующими моментами:
- правительству следует создать благоприятную финансовую среду для развития кредитной кооперации и научно-исследовательских разработок по ее проблемам,
- содействовать привлечению иностранных экспертов и способствовать распространению отечественного и зарубежного опыта,
- учитывая пассивность в самоорганизации населения, органы государственной власти, особенно региональные, должны проводить активную политику, направленную на разъяснение преимуществ сельской кредитной кооперации и поддерживать все начинания, связанные с этим,
- необходимо сформировать четкие правовые основы функционирования кредитных кооперативов на территории страны, следить за исполнением принимаемых законов и разработать систему мер ответственности, осуществлять контроль деятельности кредитных кооперативов,
- государство могло, что очень важно, предоставить на первые два-три года существования кредитных кооперативов определенные налоговые и иные финансовые льготы. Государство не должно стоять в стороне, ему необходимо поддержать развитие кредитных кооперативов, обеспечивая благоприятные правовые и экономические условия.
Совершенствование системы кредитной кооперации и наращивание темпов ее развития могут сопровождаться расширением круга
финансовых операций и предоставляемых видов услуг (осуществление посреднических операций, прием вкладов от всех желающих и др.), созданием иерархической системы, образованием организаций, способствующих развитию и укреплению системы кредитной кооперации - страховые, ипотечные и другие организации, как это наблюдается в европейских странах (опыт Германии, США, Канады).
Рассмотрим основные меры количественного развития кредитной кооперации и ее качественного совершенствования. Дифференциация мер в зависимости от регионов и развития кредитной кооперации будет определяться долей населения охваченной кредитной кооперацией, количеством кредитных кооперативов на душу населения, оказываемым кругом финансовых услуг.
В качестве основных мер количественного развития кредитной кооперации можно предложить следующие: определить социально-экономический статус кредитной кооперации в финансово-кредитной системе страны, решить проблему надзорности за деятельностью кредитных кооперативов, определить направления и объемы государственной финансовой поддержки, стимулирования ее развития, расширить спектр предлагаемых экономических методов, создать в регионах устойчивую сеть кооперативов, решить вопросы ограниченности ресурсной базы, активизировать пропаганду социально-экономической значимости кредитной кооперации.
Определение социально-экономического статуса кредитной кооперации в финансово-кредитной системе страны обусловлено необходимостью скорейшего развития малого агробизнеса. От того, какими функциями будет наделен кредитный кооператив, как финансовая организация, совокупность каких финансовых операций и услуг он вправе будет осуществлять, и зависит дальнейший рост числа кооперативов и формирование доступной системы мелкого кредита. Если кредитный кооператив продолжит оставаться только некоммерческой организацией, оказывающей исключительно ссудо - сберегательные услуги своим пайщикам, то он не способен будет стать организацией, удовлетворяющей все потребности своих пайщиков, как это наблюдается в экономически развитых странах. Уже сегодня кооперативы выходят за рамки своей деятельности, оказывая широкий круг разнообразных финансовых услуг. Они должны стать универсальными организациями, осуществляющими максимально широкий круг предоставляемых финансовых услуг своим пайщикам. Нет необходимости предусматривать их и в качестве кредитной организации, так как в этом случае она лишь будет дублировать функции коммерческих банков. Вариант развития кредитного кооператива сначала в форме некоммерческой организации, а при достижении определенных характеристик (выход за рамки ограничения по числу пайщиков, величины паевого фонда и другие) в форме небанковской депозитной кредитной организации имеет больше минусов, чем плюсов, что определяется необходимостью введения различных норм (правовых, финансовых, организационных и других) для двух различных по статусу организаций. Наиболее приемлемым вариантом является предусмотреть возможность кооперативным организациям иметь право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Законом о банках. Это не означает, что именно первичные кооперативы должны иметь право вести такого рода операции. Они могут быть лишены права заниматься рискованными видами коммерческой деятельности. Однако кооперативы последующих уровней и их объединения на региональном (на уровне федеральных округов) и федеральном уровнях (например, кооперативный банк) должны такую возможность иметь. Речь идет о таких финансовых операциях, как: выдача гарантий, поручительств, различные формы кредитования (ипотечное, лизинговое и т.д.) и другое. Поэтому целесообразно развитие кооперативных кредитных организаций региональных и федерального уровней именно в рамках банковского сектора, где их деятельность должна контролироваться и лицензироваться ЦБ РФ (региональными отделениями ЦБР). В связи с этим необходимо осуществлять дифференцированное лицензирование в зависимости от объема возможных выполняемых операций (привлечение средств населения, расчетно-кассовое обслуживание, долгосрочное кредитование и др.). Надзор и регулирование деятельности первичных кредитных кооперативов может осуществлять уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Министерство финансов РФ.
Целесообразность государственной финансовой и правовой поддержки кредитных кооперативов подтверждается отечественным и мировым опытом. В настоящее время государственные органы в странах Европы, США, Канады, Японии оказывают всестороннее содействие развитию сельской кооперации. Здесь государственная поддержка направлена на сохранение социальной и экономической устойчивости в обществе и проведения политики социального маневрирования, то есть поддержки слоев общества с низкими доходами.
Анализ мирового и отечественного опыта показал, что государственная финансовая поддержка развитию финансовой среды сельской кредитной кооперации РФ должна оказываться по следующим основным направлениям:
- Кооперативное законодательство с льготами по налогообложению и кредитованию (снижение или освобождение от налогов);
- Обеспечение стартовым капиталом;
- Предоставление налоговых льгот коммерческим банкам на те ссуды, которые они на льготных условиях предоставляют кредитным кооперативам; предоставление налоговых каникул для вновь создаваемых кооперативов на два-три года; исключение возможности их двойного налогообложения, уточнение особенностей определения доходов и расходов организациями кредитной потребительской кооперации; уменьшение налогооблагаемой базы и Письмо Правительства РФ и ЦБР «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации» от 30 декабря 2001 г. п. 4.1.5.; Распоряжение Правительства РФ «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)» от 10 июля 2001 г. № 910-р раздел 3.1.8.1 доходов физических лиц-пайщиков на сумму уплаченных процентов; освобождение от налогов той части прибыли, которая распределяется между пайщиками в виде процента на паевой капитал и дивиденд;
- Создание специальных фондов, гарантирующих стабильность развития кредитной кооперации (гарантийный и др.);
- Субсидирование процентных ставок по займам малому бизнесу;
- Прямая финансовая или иная материальная помощь кооперативам от различных фондов, агентств или институтов социально-экономического развития, в том числе и международная поддержка. Так, в странах Европы кооперативы могут получить помощь в ходе реализации программ поддержки отстающих в социально-экономическом развитии районов Европы от таких организаций ЕС как: Европейский социальный фонд, Фонд европейского регионального развития, Гарантийный фонд управления развитием сельского хозяйства Европы, Европейский инвестиционный банк.
Объемы государственной финансовой поддержки должны соответствовать возможностям эффективного их использования системой сельской кредитной кооперации. Так, размер гарантийного фонда, для придания устойчивости системе сельской кредитной кооперации, должен составлять не менее 10% от консолидированного портфеля займов кредитных кооперативов (по данным ФРСКК на 2004 год сумма составит 80 млн. рублей за счет средств федерального и региональных бюджетов). Минимальный размер стартового капитала, предоставляемого государством, дополнительно к собственным средствам кооперативов, с целью формирования фондов финансовой взаимопомощи, должен составлять 5-кратный уровень собственных средств кредитных кооперативов (по данным ФРСКК на 2004 год сумма составит 400 млн. рублей за счет средств федерального и региональных бюджетов). Предложенные величины определяются существующим опытом государственной поддержки кредитных кооперативов стран Восточной Европы, опытом Германии, Китая и других стран, историческим опытом Царской России, и рекомендуется ФРСКК. Расчет потребности в субсидиях на возмещение затрат по уплате процентов по займам выданным сельскохозтоваропроизводителям составлял на 2005 год 100 млн. руб.
Предоставление государством налоговых каникул для вновь создаваемых кредитных кооперативов на два-три года будет способствовать оживлению развития сельской кредитной кооперации, развитию пайщиков, и в конечном итоге региона в целом. Развитие сельской кредитной кооперации (по стране) от предоставления налоговых каникул кредитным кооперативам можно рассчитать согласно разработанному нами коэффициенту развития T:
T=СУММ(TAj/Dj)
где: TAj - сумма налоговых обязательств кредитных кооперативов i-oro региона (налоговые поступления плюс прирост задолженности перед бюджетом (недоимка и отсроченные платежи)); Dj - накопленный доход за период налоговых каникул i-oro региона.
Большую эффективность налоговые каникулы обеспечат при изменении социально-экономического статуса кредитного кооператива, в процессе качественного совершенствования системы кредитной кооперации (расширении круга операций и предоставляемых видов финансовых услуг, создании иерархической системы и др.).
Одним из направлений развития сельской кредитной кооперации могло бы стать преобразование части бюджетных средств для аграрного сектора в долгосрочные беспроцентные кредиты и их страхование. Вполне уместен вопрос о предоставлении государством стартовой помощи в виде долгосрочных кредитов, как это делалось во всех без исключения странах, в которых существует эта система. Важно, чтобы были созданы макроэкономические условия, при которых эти кредиты будут возвращены, и учтен исторический опыт, а система сможет эффективно работать дальше без государственной помощи, тем более что исторический опыт показывает эффективность и рациональность такого шага со стороны государства. При этом, государственное содействие развитию финансовой среды сельской кредитной кооперации необходимо оказывать больше на региональном и местном уровне в рамках: региональных программ развития, программ поддержки определенных секторов экономики и некоторых мер социальной политики (создание рабочих мест для молодежи и др.).
Элементом количественного развития кредитной кооперации может стать региональный опыт развития кредитных кооперативов в сельской местности Белгородской области. По состоянию на 15 июля 2004 года, за три года деятельности КПКГ, в области было зарегистрировано 245 кооператива с численностью 9398 пайщика. Региональная финансовая поддержка КПКГ осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете, в виде:
1) субвенций - разовые средства на безвозмездной и безвозвратной основе, из расчета 5000 рублей на 1 члена кооператива, но не более 200 тыс. рублей на один кооператив, для пополнения фонда финансовой взаимопомощи, выдачи займов на предпринимательские цели и развитие личного подсобного хозяйства;
2) субсидий - компенсация части процентной ставки по кредитам, полученным в кредитных организациях области, в размере 0,5 ставки рефинансирования ЦБР.
Финансовое обеспечение развития сельской кредитной кооперации может быть осуществлено помимо государственной поддержки (федеральный и региональные бюджеты) за счет средств кооперативных организаций, содействующих процессу ее развития (ФРСКК, ССКК и др.), международной поддержки.
Создание благоприятной финансовой среды развития сельской кредитной кооперации РФ предполагает формирование дополнительных возможностей применения для этого экономических методов, активизирующих ее функционирование. Это требует внесения ряда изменений в законодательную базу, регламентирующих деятельность кредитных кооперативов. Неразвитость законодательства отрицательно сказывается на возможности возникновения, развития и практической деятельности кредитных кооперативов, обуславливает стихийность процесса их развития по стране. Все это сказывается на следующих показателях и направлениях деятельности: увеличение числа кооперативов, пайщиков, активов; судебную практику ликвидации кооперативов ввиду отсутствия соответствующих законодательных механизмов.
Предложенные ниже экономические методы были выработаны нами на основе анализа действующего российского и зарубежного законодательства (опыт Германии), в том числе банковского, исторического опыта Царской России.
Стабильное развитие всей системы кредитной кооперации будет обеспечиваться усовершенствованием ФЗ «О кредитной кооперации», определяющим функционирование всех форм кредитных кооперативов и устраняющим противоречия в нормативно-правовой базе. В данном законе, на наш взгляд, должны найти отражение следующие экономические инструменты;
- отнесение кредитных союзов к организациям, имеющим право заниматься отдельными видами предпринимательской деятельности;
- обязательное проведение аудиторской проверки на стадиях организации, становления и преобразования кредитного кооператива. При организации кредитного кооператива аудитор должен выдать аудиторское заключение по всем подготовленным документам, которое дает право начинать деятельность данного юридического лица в качестве кредитного кооператива;
- обязательное проведение аудиторской проверки, не только финансовой отчетности всех кредитных кооперативов и их союзов, но и добросовестности их руководства (анализ решений руководства за отчетный период, с целью выяснить действительно ли оно действовало в интересах своих членов и кооператива в целом), не реже чем один раз в два года;
- ограничение на деятельность кредитного кооператива, в случае если директор, 50% членов правления не имеют высшего экономического образования;
- возмещение причиненного кооперативу ущерба при распространении конфиденциальной информации, составляющей тайну деятельности кооператива, и недобросовестном исполнении своих обязательств органами управления кооператива и пайщиками;
- отказ в судебном порядке в осуществлении кооперативом дальнейшей деятельности, если он вышел из состава кооперативного союза и в течение шести месяцев не предоставил доказательства о своем членстве в другом кооперативном союзе;
- возможность привлекать сбережения от всех желающих, в то время как займы выдавать только пайщикам;
- ограничить дополнительную ответственность пайщиков по обязательствам кооператива в пределах 10-кратного размера величины паевого взноса.
- целесообразно предусмотреть обязанность КПКГ быть членом одного из аудиторских союзов;
- уточнить гражданский статус члена КПКГ - им может быть гражданин РФ, иностранный гражданин, лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ;
- расширить круг пайщиков, введя понятие ассоциированного члена.
Приведение действующего кооперативного законодательства к единым нормам и понятийному аппарату устранит противоречия в действующих законах. Например, выясняя взаимоотношение понятий «кредитный потребительский кооператив и (или) союз» и «кредитный потребительский союз» (статья 3 ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг») приходим к мнению, что законодателем данные понятия используются не как тождественные. В данном случае необходимо внести изменения в ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», заменив в нем понятие «кредитный потребительский союз» на понятие «кредитный потребительский кооператив и/или союз».
Принятие и совершенствование экономических инструментов в действующем кооперативном законодательстве ускорит процесс формирования кредитных кооперативов, а, следовательно, и развития кредитной кооперации.
Острой задачей развития кредитной кооперации в настоящее время выступает создание в регионах устойчивой сети кредитных кооперативов. Основой создания устойчивой сети могут выступать фонд финансовой взаимопомощи (гарантий и поддержки), фонд гарантий сбережений пайщиков, которые имеют право на активную деятельность, как на федеральном, так и на региональных уровнях. Фонд финансовой взаимопомощи может решать следующие задачи: выступает гарантом (своими финансовыми ресурсами) при получении кооперативом кредитов в банке, льготных кредитов, выделяемых из федерального и региональных бюджетов на развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, предпринимательства; выдает участникам фонда займы на развитие; осуществляет временное частичное покрытие убытков отдельных кооперативов с целью поддержания в данном регионе финансовой устойчивости и ликвидности сельской кредитной кооперации; финансирует общие мероприятия, проводимые кооперативами (в том числе подготовку кадров, проведение конференций и др.). Интерес кооперативов к его созданию и развитию обусловлен возможностью получения льготного кредита из федерального бюджета по статье «поддержка предприятий АПК», под финансовую гарантию фонда. Примером может выступать созданный в Волгоградской области в 1999г. при областном кооперативе ВОПСКК «Содружество» ФГП СКПК. Для создания целостной системы гарантий деятельности кредитных кооперативов гарантийные фонды должны стать гарантом возврата не только заемных средств рефинансирующих организаций, но и сберегательных вкладов пайщиков. Гарантом здесь может выступать специальный фонд гарантий сбережений пайщиков. Фонд гарантий сбережений пайщиков может быть образован за счет следующих источников: значительная часть средств на этапе его создания может быть предоставлена за счет средств федерального и региональных бюджетов, ФРСКК, отчислений кооперативов и сбережений пайщиков.
Одним из сдерживающих факторов развития кредитных кооперативов является необходимость обеспечить финансовую подготовку и переподготовку руководителей и специалистов кредитных кооперативов и их союзов. Улучшение деятельности кооперативов во многом определяется уровнем профессиональной финансовой подготовки специалистов, штатных и работников структурных подразделений. Развитие демократических принципов управления кооперативов требует создания системы подготовки, как штатных специалистов кооперативов, так и всех остальных. Ввиду отсутствия в РФ системы финансовой подготовки специалистов для работы в кредитных кооперативах на базе действующих учебных заведений, эту функцию, в большинстве своем, выполняют региональные ассоциации кооперативов. В этой связи возникает необходимость создания в регионах сети учебных центров (возможно при кооперативах второго уровня), в перспективе создание единого учебного центра - ВУЗа или возложение функций на один из действующих ВУЗов (например, Московский Университет Потребительской кооперации). Первые шаги в этом направлении сделаны - 14 февраля 2002 года в Волгоградской области на базе областного кредитного кооператива ВОПСКК «Содружество» открыта кафедра экономического факультета ГОУ ВПО «Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия» «Сельская кредитная кооперация», которая взяла на себя проблему подготовки кадров для кредитных кооперативов по Южному федеральному округу. В целом, необходимы Федеральная программа по подготовке соответствующих кадров и выпуск методической литературы. Государственная поддержка подготовки и повышения квалификации специалистов кредитных кооперативов закреплена законодательством, однако на практике она крайне недостаточна.
Формирование кооперативных отношений в рамках кредитной кооперации сегодня возможно только при наличии научно — практических организаций и центра, каким в России был Комитет сельских ссудо -сберегательных и промышленных товариществ при Московском обществе сельского хозяйства. Формирование такого центра необходимо с целью сбора, обобщения и распространения сведений о современном развитии кооперации в стране и мире, проводимых исследованиях, выработки разного рода инструкций и отчетных материалов, определения единого направления развития и т.д. В настоящее время в РФ нет единой организации, осуществляющей развитие всех форм кредитных кооперативов. Так, например развитие СКПК осуществляют такие организации как: ССКК, ФРСКК, АККОР, развитие КПКГ - Лига кредитных союзов, и т.д. Поэтому функции такого центра может взять на себя вновь созданная организация, которая будет осуществлять развитие всего кооперативного движения в России и объединять разрозненно действующие кооперативные структуры.
Немаловажное значение количественного развития сельской кредитной кооперации необходимо отводить всесторонней активизации пропаганды социально-экономической значимости кредитной кооперации, международного опыта, достижений лучших кооперативов. Жители сельских районов, которые в большей степени ограничены возможностью получить финансовые средства, чем городские, также не имеют в основной своей массе элементарного представления о кредитной кооперации. Члены кооперативов, органы власти, СМИ должны способствовать распространению идей кооперации: через личные беседы, путем разработки и использования рекламной продукции, совершенствуя информационно-издательскую деятельность, привлекая руководителей организаций и их профсоюзных деятелей в сферу кооперации. Необходимо наладить не только PR (Public Relation - связи с общественностью), но и GR (Government Relation -правительственные) связи. Это - систематическая работа, как. правило, кооперативов второго уровня, с правительственными органами, членами Федерального Собрания, руководителями округов и главами регионов, общественными организациями: Ассоциацией отраслевых союзов АПК АССАГРОС, движением «Аграрная Россия» и т.д. Необходимо издание как минимум трех специализированных журналов по кредитной кооперации, которые были бы полностью посвящены ее пропаганде, при этом, сотрудничая с рядом специализированных изданий: газетами «Российская кооперация», «Потребительская кооперация»; пресс-бюллетенями «АККОР», «Сельский кредит»; журналами «Деньги и кредит», «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий», и др. Необходимо создать каталог учебной и методической литературы по кредитной кооперации.
Одной из важных предпосылок развития кредитной кооперации является разработка и принятие общенациональной «Концепции развития кредитной кооперации в РФ», проекта «Концепции развития сельской кредитной кооперации в России», при участии заинтересованных министерств, ведомств, организаций (ССКК, ФРСКК и др.), с целью определения дальнейших направлений ее развития. Правительству РФ в этом случае целесообразно создать комитет (постоянно действующую комиссию) по развитию кредитной кооперации в РФ. В качестве обобщающего документа в концепции может найти отражение разработанная нами модель формирования системы сельской кредитной кооперации РФ.
Принципиальным моментом выступает формирование системы кредитной кооперации лишь в рамках создания национальной системы кредитной кооперации. Так как различные формы кредитных кооперативов имеют право объединяться и образовывать свои организации, то возможно построение других систем.
Рассмотрим формирование потока денежных средств системы кредитной кооперации. Согласно авторской концепции, при ее реализации необходимо исходить из следующих принципов: поэтапное трехуровневое иерархическое развитие, ориентация на удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков, четкая структура обязанностей и ответственности каждого уровня системы. Построение такой модели базируется на необходимости в кредитных кооперативах малого агробизнеса и населения, и учитывает мировой опыт.
Основой формирования системы сельской кредитной кооперации является пайщик. Целью первого уровня выступает создание сети стабильно работающих кредитных кооперативов, функцией - удовлетворение финансовых и иных потребностей пайщиков и кооператива, посредством: выдачи займов; привлечения сбережений; оказания дополнительных услуг (посреднических, информационных и иных); управления собственными и привлеченными ресурсами; контроля за финансовыми операциями; роста структур (филиал, представительство, представитель); отчислений в региональный кредитный кооператив и фонды. Ресурсная база кооперативов образуется финансовыми средствами внутренних (пайщик, структуры кооперативов, региональный кредитный кооператив) и внешних источников (кредитные организации, государство, международные партнеры). Развитие структур кооперативов и политики привлечения сбережений является одним из важных направлений деятельности кредитных кооперативов.
Цель второго уровня - создание условий для финансового развития кооперативов - пайщиков первого уровня и удовлетворение их финансовых потребностей, посредством: перераспределения временно свободных средств кооперативов первого уровня региональными кооперативами (региональных кооперативов кооперативными банками) внутри регионов (округов) и выдачи займов кооперативам первого уровня (региональным кооперативам); предоставление дополнительных финансовых ресурсов банками федеральных округов за счет осуществления банковских операций. Укрепление системы региональных кооперативов может осуществляться через созданные фонды: финансовой взаимопомощи, гарантийный, сбережений средств пайщиков. Поддержка государства будет заключаться в осуществлении контроля за деятельностью кооперативных структур, предоставлении финансовой поддержки. Развитие местного и регионального уровня системы будет обеспечивать и инфраструктура кредитной кооперации: союз кредитных кооперативов, региональный аудиторский союз, учебный центр.
Целью третьего уровня является создание условий для развития всей кредитной кооперативной системы и удовлетворение финансовых потребностей кооперативов - пайщиков второго уровня, посредством: межрегионального перераспределения средств; предоставления банковских операций, осуществления расчетов; взаимодействия с органами власти и международными организациями; осуществления представительства, защиты прав и интересов всей системы кредитной кооперации, участия в разработке законодательной базы; создания сети учебно-методических центров; пропаганды деятельности кредитных кооперативов и организации научного обеспечения; осуществления аудита и контроля за деятельностью кооперативов второго уровня, союзов и кооперативных банков, их мониторинга, наложения штрафов; определения стратегии развития системы сельской кредитной кооперации. Дополнительными финансовыми ресурсами развития системы будут служить средства, привлеченные на рынке капиталов, международном рынке, организациями, оказывающими иные финансовые услуги всей системе кредитной кооперации (ипотека, страхование, сделки с недвижимостью). Роль государства будет состоять в контроле за финансовой стабильностью и развитием всей системы кредитной кооперации.