Долгосрочная целевая программа развития сельского хозяйства Пензенской области на 2009-2013 гг. выделила формирование системы сельской потребительской кооперации в качестве основного направления увеличения конкурентоспособности сельского хозяйства. Реализация государственных программ создала предпосылки и положила начало формированию в Пензенской области системы сельскохозяйственной потребительской кооперации.
Наряду с этим в области активно реализуется программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда. Приоритетным ее направлением является создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоК) с привлечением субсидий, выдаваемых безработным гражданам, и кредитных средств ОАО «Россельхозбанк» [2], вследствие чего в Пензенской области зарегистрировано более 1,5тыс. кооперативов. Однако, по данным Министерства сельского хозяйства, из них действующих кооперативов только 82%. Существуют разные подходы к пониманию данного процесса. Согласно одному из них, при массовом создании кооперативов дискредитируется сама идея кооперации, создаются слабые кооперативы, сельчане не понимают самой сути кооперации и т.д. Согласно другому подходу, необходимо массовое создание кооперативов с соответствующей инфраструктурой их поддержки и, прежде всего, государственной. В частности, в Пензенской области государственная программа помощи кооперативам является системой с рядом этапов. Она включает в себя стартовую финансовую поддержку Управления государственной службы занятости населения области, помощь в виде займов ОАО «Поручитель» и грантов Управления развития предпринимательства Пензенской области, субсидирование затрат кооперативов по программе Минсельхоза области. Замыкает цепочку кредитная поддержка единственного банка, кредитующего некоммерческие организации, - ОАО «Россельхозбанк».
Этапы государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Пензенской области представлены на рис. 1.
В соответствии с этой схемой создаваемый кооператив может получить бюджетную поддержку уже на стартапе со стороны Управления государственной службы занятости населения по Пензенской области. При этом в рамках региональной программы безработным гражданам, создающим кооператив, выделяется пособие на развитие предпринимательства в размере 12-кратного максимального пособия по безработице (58 800 руб.). Полученные средства согласно программе могут быть использованы на приобретение оборудования, транспортных средств, механизмов, приспособлений, инструментов, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, а также в качестве оплаты взноса в паевой фонд создаваемого кооператива. Реализация данной поддержки способствовала значительному увеличению количества зарегистрированных сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Помимо этого только за 9 мес. 2011 г. в результате реализации данной программы было организовано 2 338 рабочих мест в кооперативах.
Существуют также субсидии на развитие сельскохозяйственного потребительского кооператива, которые предоставляются потребительскому кооперативу первого уровня на покрытие части затрат по реализации бизнес-проектов в размере 25 % затрат, но не более 3 млн руб. Данный вид поддержки оказывается со стороны Минсельхоза Пензенской области. К сожалению, по данной программе из бюджета выделено только 3 млн руб.
Кроме того, кооператив по отраслевым программам Минсельхоза Пензенской области может получить компенсацию затрат на приобретаемую кормоуборочную технику, семена, корма и т. д.
По направлению развития малого бизнеса по программам Управления развития предпринимательства Пензенской области кооперативы могут на конкурсной основе получить:
- гранты на реализацию бизнес-проектов вновь созданным кооперативам в сумме 300тыс. руб. За 9 мес. 2011 г. по данному направлению было выдано кооперативам 210 млн руб.;
- гранты на реализацию бизнес-проектов в сумме 500тыс. руб. кооперативам, действующим от 1 года до 3 лет. За аналогичный период выдано кооперативам 36 млн руб.
При всем многообразии выделяемой государственной поддержки остается крайне острой проблема капитализации кооперативов. Так, на один созданный кооператив приходится всего 260тыс. руб., чего явно недостаточно. Но это не единственные сложности, с которыми сталкиваются кооперативы.
Для выявления проблем кооперативов в регионе, а также трудностей в их работе в феврале 2011 г. по инициативе Минсельхоза Пензенской области авторами проводилось обследование сельскохозяйственных потребительских кооперативов, созданных в регионе.
Целью обследования была оценка фактического состояния деятельности сельскохозяйственных кооперативов и перспектив их развития. Выборка составила 106 сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Большинство обследуемых кооперативов (75%) зарегистрировано в 2009г. Было выявлено, что в связи с незначительным размером выручки 22% кооперативов привлекали кредит в ПРФ ОАО «Россельхозбанк» на приобретение основных и оборотных средств. Часть кооперативов, не привлекавших кредит, нуждалась в финансовых ресурсах, но не смогла найти залоговое обеспечение. Все кооперативы, получившие целевой кредит, воспользовались субсидированием процентной ставки. Наибольшие ресурсы государственной поддержки были направлены на развитие кооперации по антикризисной программе создания рабочих мест и самозанятости. Из опрошенных кооперативов 98 % привлекали субсидию в размере 58 800 руб. на приобретение основных средств. Кроме этого, 40% опрошенных стали победителями конкурса на получение гранта в размере 300 тыс. руб. и 8% опрошенных - конкурса, проводимого Министерством сельского хозяйства Пензенской области по субсидированию 25% затрат по бизнес-проекту.
Исходя из данных опроса, можно сделать вывод, что основными видами государственной поддержки, которыми воспользовались опрошенные кооперативы, стали субсидия Центра занятости (58 800руб.), грант в размере 300 тыс. руб., субсидирование 25 % затрат по бизнес-проекту и субсидии на компенсацию затрат по банковским процентам.
Анализ кредитной поддержки кооперативов показывает, что с 2006 г. кооперативы получили 130 кредитов на 260 млн руб. (10% от общего количества). Это является достаточно существенной составляющей в капитализации кооперативов, что свидетельствует об эффективности работы ПРФ ОАО «Россельхозбанк» с этой формой хозяйствования.
Опрашиваемым кооперативам предлагалось оценить, какое влияние на развитие кооперативов оказывает реализация государственной поддержки в регионе. Стоит отметить, что 72% ответили, что существенное, 12% - несущественное, 5% -не оказывает никакого влияния, 11 % - не смогли сформулировать мнение. Из этого можно сделать вывод, что роль государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов в регионе велика.
Под влиянием государственной поддержки 68 % кооперативов видят свою перспективу в дальнейшем развитии, 7% субъектов - считают нецелесообразным продолжение работы и приняли решение о ликвидации, 20% - не смогли дать ответа, и только 5% - видят свое эффективное развитие за счет объединения с другими субъектами. Большой процент затруднившихся ответить свидетельствует о существующей неопределенности ситуации, в которой функционирует бизнес.
Из данных опроса можно сделать вывод, что сельскохозяйственная потребительская кооперация области находится в стадии становления. Вместе с тем присутствует высокая мотивация на дальнейшее развитие кооперативов на основе активной государственной и банковской поддержки. Капитализация кооперативов осуществляется в основном за счет предоставления субсидий Центра занятости (58,8 тыс. руб. на каждого пайщика); грантов Управления развития предпринимательства (300 тыс. руб., 500 тыс. руб.) и субсидий Минсельхоза России (25 % субсидий к бизнес-проектам), а также субсидируемых кредитов ОАО «Россельхозбанк». Процесс организации кооперативов продолжается. Исследование показывает, что в течение своего становления кооперативы сталкиваются с рядом трудностей, несмотря на то, что существует государственная программа помощи кооперативам, которая призвана помочь этой форме хозяйствования развиваться и эффективно функционировать.
Государственная поддержка, безусловно, является большой помощью кооперативам, как тем, которые только начали свою деятельность, так и уже работающим несколько лет. Тем не менее, как и любая другая программа, она имеет ряд своих недостатков (рис. 2). На стадии получения государственной поддержки кооператив сталкивается с рядом проблем, а именно:
- трудности со сборам полного пакета документов на получение бюджетного финансирования и отсутствие правоустанавливающих документов на землю, имущество кооператива;
- проблемы с соотнесением цели заявки условиям предоставления государственной поддержки, неэффективное и нецелевое использование выделенных субсидий, а также неточное отражение участия кооператива собственными средствами в предлагаемом проекте;
- наличие задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами;
- процедура получения грантов и субсидирования 25% затрат по бизнес-проекту также занимает длительный срок. В среднем с момента подачи документов до получения денежных средств проходит 4-6 месяцев. В результате происходит разрыв договоров купли-продажи с поставщиками основных средств, приобретаемых за счет грантов;
- отдельные условия субсидирования сдерживают развитие кооперации, так как ограничивают возможность получения поддержки вновь созданными потребительскими кооперативами. Субсидии на технологическое оборудование можно получить только в том случае, если оно получено от завода-изготовителя и точно соблюдены сроки ввода в эксплуатацию;
- субсидирование кредитов для кредитных кооперативов имеет ряд проблем. Так, 80 % членов кредитного кооператива составляют личные подсобные хозяйства (ЛПХ), что делает невозможным получение субсидии по кредиту банка даже в случае займа на сельскохозяйственные цели. Кроме того, субсидия выдается только на один кредит;
- займы, выдаваемые кредитными кооперативами второго уровня, вообще не субсидируются.
На основе проведенного исследования работы институтов государственной и банковской поддержки можно сформулировать следующее предложение: необходимо с помощью информационно-консультационных служб оказать кооперативам организационную помощь для участия в государственных программах поддержки кооперативов, из всего перечня выбрать наиболее приемлемые направления, сформировать необходимый пакет документов, организовать подготовку бизнес-плана. Организации, призванные помогать кооперативам в процессе их формирования и становления в Пензенской области, уже существуют. Это различные информационно-консультационные центры. Ведущей организацией, оказывающей существующим кооперативам консулътационную помощь, является «Центр развития сельскохозяйственной кооперации» (ЦРСК). Центр способствует решению различных проблем, с которыми кооперативы сталкиваются в процессе своей организации и дальнейшей деятельности. В качестве основной цели создания ЦРСК выступает формирование эффективной системы сельскохозяйственной кооперации в Пензенской области, включающей не только кооперативное движение, но и обеспечивающую информационно-консультационную инфраструктуру, призванную помочь в решении проблем, возникающих в процессе организации и осуществления деятельности кооперативов.
Таким образом, реализуемая в Пензенской области программа развития сельскохозяйственной кооперации не идеальна. Для более эффективной ее работы необходима общая координация программы и развитие инфраструктуры поддержки.
Источник: Региональная экономика: теория и практика, №11, 2012