2. Управление кредитными союзами Ирландии и их инфраструктура

Задачами кредитных союзов Ирландии являются:

  • Повышение  уровня благосостояния членов кредитного союза путём накопления сбережений.
  • Создание кредитных ресурсов для взаимной выгоды членов, получающий справедливый и разумный процент.
  • Использование и управление сбережениями членов к их взаимной выгоде.
  • Обучение и образование членов в сфере использования денег.
  • Образование пайщиков как членов общества для достижения благосостояния в экономической, социальной и культурной сферах.
  • Рост благосостояния и благополучия членов общества.

Членство в кредитном союзе является ограниченным и должно состоять из лиц, имеющих социальную общность. Кандидат должен уплатить вступительный и паевой взносы.

На каждом ежегодном собрании кредитного союза по результатам финансового года могут быть объявлены дивиденды по паям, не превышающие дозволенного максимума (10% от номинальной стоимости паёв кредитного союза).

По решению общего собрания кредитный союз может создавать специальные фонды, используемые им на социальные, культурные или благотворительные цели. По итогам финансового года, в котором был создан фонд, в него может быть перечислена сумма в размере, не превышающем 2,5% накопленных резервов союза.

Ирландская лига кредитных кооперативов представляет собой достаточно стройную организационную систему (Рис. 2 ).

С точки зрения институционального развития система кредитной кооперация Ирландии развивается наиболее бурно. В этой системе на уровне кредитных кооперативов превалирует потребительские ссуды, доля займов на бизнес и сельское хозяйство в них незначительна – менее 7%.

Структура системы кредитной кооперации Ирландии

Рис. 2 . Организационная структура национальных институтов системы кредитной кооперации Ирландии

Все кредитные союзы, имеющие между собой связь, например, местоположение объединены в Секции. Представители кредитных союзов, входящих в данные Секции, регулярно встречаются для достижения общих целей:

  • пропаганда движения кредитных союзов в данной местности путём участия в общественной жизни местного сообщества;
  • обмен идеями, опытом, информацией и взаимная поддержка;
  • обучение и тренинг и т.д.

Ежегодно кредитный союз выдвигает двух кандидатов, которые представляют его в работе секции.

Высший орган в управлении кредитными союзами – пайщики.

Вновь избранный состав правления должен собираться после каждого общего собрания, для того, чтобы назначит Президента, вице-президента, ответственного секретаря и ответственного казначея, а также сформировать подкомитеты, с тем, чтобы обеспечить «гладкую» организацию управления кредитным союзом на период до следующего общего собрания.

Правление осуществляет общий контроль, управление и руководство деятельностью, фондами и учётом кредитного союза. Правление принимает решение по таким вопросам, как: членство, условия кредитования, инвестирование средств кредитного союза, наём персонала, списание безнадёжных долгов, заимствования кредитного союза, управление фондами и резервами, ежегодная отчётность перед пайщиками, назначение комитетов, а также приобретение, продажа и ремонт собственности для использования в кредитном союзе и т.д.

Обычно член правления не получает оплаты. Также он не может выступать поручителем по займам другим пайщикам. Обычно в состав правления входит нечётное число делегатов, но не менее 5.

Структура кредитных союзов Ирландии

Рис. 3. Структура кредитных союзов Ирландии

Задача Председателя Правления состоит в том, чтобы помочь группе выполнить задуманное наиболее простым и эффективным способом. В обязанности председателя входит поддержание Правил. Т.е. Председатель выполняет роль своеобразного «лидера». Он поддерживает порядок при заседаниях – чтобы высказались все, кто считает это нужным. Кроме того, при возникновении спорных моментов председатель может воспользоваться дополнительным голосом на заседании Правления.

Следует отметить такую особенность кредитных союзов Ирландии – как наличие казначея. Это должностное лицо, избранное или назначенное правлением для ведения финансовых дел кредитного союза от имени правления. Он отвечает за сбор и использование средств кредитного союза в пределах полномочий, установленных советом директоров и кредитным комитетом.

Обязанности казначея включают в себя:

  • Ответственность за все фонды, счета, ценные бумаги, иное имущество кредитного союза;
  • Обеспечение полного и корректного учёта всех активов, пассивов, доходов и расходов кредитного союза;
  • Предоставление ежемесячного финансового отчёта, где должна хранится в специальном защищённом месте.
  • Подготовка отчётов для аудитора и ежегодных собраний.

Традиционно казначей работал как доброволец и неполное время, при этом неся ответственность за все финансовые дела кредитного союза: от первичного бухучёта до составления годового финансового отчёта для представления пайщикам на годовом общем собрании.

Эта система работала достаточно эффективно, пока кредитные союзы были малы и вести учёт, соответственно, было относительно просто. Но по мере роста кредитных союзов нагрузка на казначеев стала слишком большой, а бухгалтерия – слишком сложной, чтобы вести её на общественных началах. Сейчас в кредитных союзах общепринято нанимать профессионального менеджера, который выполняет функции, традиционно входившие в обязанности казначея. Тем не менее ответственность за управление финансами кредитного союза всё ещё несут правление и казначей.

Целью деятельности комитета кредитного контроля является обеспечение возврата займов пайщиками кредитного союза в соответствии с положениями договоров.

Комитет кредитного контроля следит за тем, чтобы:

  • Выданные займы были возвращены вместе с процентами;
  • Пайщики были осведомлены о том, какие меры к ним будут предприняты, если они не будут производить платежи в погашение займа в установленные сроки.

Обычно работники кредитного контроля быстро реагируют на первые признаки неплатёжеспособности, оценивают финансовое состояние пайщика и т.д.

Кредитный комитет исследует характер и финансовый обстоятельства пайщика, желающего получить заём, для того, чтобы убедиться в том, что заявитель в состоянии выплатить заём в соответствии с условиями займа и установить, предназначен ли заём для потребительских или предпринимательских целей.

Также данный комитет принимает специальную кредитную политику, которая устанавливает сроки, суммы займов, его обеспечение, процедуры подачи и рассмотрения заявок, процентные ставки, процедуры контроля невозврата.

Комитет по членству рассматривает заявления на вступление в кредитный союз и принимает по ним решения.

Основной задачей ревизионной комиссии является проведение внутреннего аудита для того, чтобы удостовериться, что в кредитном союзе правильно и своевременно ведутся учётные записи и отчётность; существует эффективная система внутреннего контроля, которая предоставляет достаточную защиту самому кредитному союзу, его пайщикам, руководителям и наёмным работникам; должным образом осуществлять планы, процедуры и политики кредитного союза.

Кроме того, ревизионная комиссия оценивает политику кредитного союза, обеспечивает защиту от ошибок, небрежностей и мошенничества, помогает руководству в осуществлении целей организации. Ревизионная комиссия действует независимо от должностных лиц, правления и других органов кредитного союза.

Опыт кредитных союзов Ирландии является очень полезным для России. Однако копировать эту структуру и использовать её в дальнейшем при разработке стратегии развития кредитной кооперации России было бы большой ошибкой. Во-первых, мы живём в разных странах, с разной культурой и разным мировоззрением, экономикой и законами, а во-вторых, ирландское движение впятеро старше и в тысячи раз крупнее Российского.

Исследование опыта Ирландской кредитной кооперации ещё раз доказывает тот факт, что кредитные кооперативы, реализуя свои цели удовлетворения финансовых потребностей своих пайщиков не должны злоупотреблять внешним финансированием. Ирландская система кредитной кооперации создавалась без помощи государства. В этом случае регулирующую роль выполняет Ирландская Ассоциация кредитных союзов. Данный факт позволяет задуматься о том, чтобы применить данную структуру в России, объединив все кредитные союзы в Ассоциацию и унифицировав стандарты их деятельности.

Думается, что использование богатого, полезного опыта Ирландской кредитной кооперации может способствовать ускорению формирования и развития подобных общественных финансовых структур, таких как кредитная кооперация России