Advertisement

Книга "Маркетинг в кредитных кооперативах. Том 1"

Выжить в условиях нарастающего кризиса Вам поможет опыт зарубежных и российских коллег. 

Предлагаем к прочтению первый том методического пособия "Управление функциями маркетинга в КПК".

Бухгалтерский учёт в кредитных кооперативах

Бухгалтерский и налоговый учёт в кредитных кооперативах

Кредитный кооператив обязан вести учёт в соответствии с требованиями Закона "О бухгалтерском учёте". Бухгалтерский учёт ведётся по общим правилам ведения бухгалтерского учёта с использованием Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций, утверждённой приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. №94н.

Основными направлениями деятельности кредитного кооператива можно выделить следующие:

  1. Учёт получаемых средств.
  2. Операции по займам.
  3. Содержание аппарата управления.
  4. Реализация целевых коммерческих программ.

В учёте операций по займам необходимо разработать и утвердить следующие документы:

  • Правила формирования и использования средств КПКГ в части условий и порядка предоставления займов. Требования данного документа сопоставляются с отражёнными в проверяемых договорах условиями;
  • Договор займа. Обращается внимание на условия, определяемые договором (характеристика пайщика, дата предоставления займа, процентная ставка за пользование займом, график платежей по займу и другие характеристики, определяемые комиссией для изучения);
  • Фактические даты предоставления займа (расходный кассовый ордер) и фактическое погашение займа и процентов по нему (приходные кассовые ордера по каждому платежу). Полученные фактические результаты сравниваются с отражёнными в договоре условиями. Необходимо уделить внимание займам, выдаваемым членам выборных органов КПКГ и сотрудникам администрации. Следует убедиться в том, что сотрудники и члены выборных органов не имеют никаких преимуществ при получении займов (получение займов вне очереди, под более низкий процент, без обеспечения или в больших, чем допустимо правилами кооператива, размерах, неприменение штрафных санкций за просрочку платежей и т.д.);
  • Список просроченных займов. Путём выборочной проверки займов следует убедиться, что все случаи просрочки займов вносятся в список и подлежат регулярному мониторингу и что администрация кооператива принимает все установленные меры для взыскания задолженности с фиксацией их в соответствующих регистрах. Ревизоры должны удостовериться, что по прошествии установленного срока информация о просроченных займах передаётся в Правление и что Правление принимает решения об обращении в суд в соответствии с порядком, утверждённым в Положении и предоставлении займов.

Учёт получаемых средств отражается на балансовых счетах 86 "Целевое финансирование" и 76 "Расчёты с разными дебиторами и кредиторами".
К счёту 86 "Целевое финансирование" открывают субсчета: "Неделимый фонд", "Паевой фонд" (ведётся по каждому пайщику), "Страховой фонд" (ведётся по каждому пайщику), "Резервный фонд" (может быть объединён со страховым фондом), "Фонд финансовой взаимопомощи", "Целевые фонды" (ведётся по целевым направлениям расходов).
При размещении личных сбережений кредитный кооператив по существу выполняет функции посредника (комиссионера), эти сбережения - не имущество кооператива и не его доход. Счета 66 "Расчёты по краткосрочным кредитам и займам" и 67 "Расчёты по долгосрочным займам и кредитам" используются в случае получения внешних заимствований, например в коммерческих банках.

Содержание аппарата управления осуществляется за счёт вступительных, членских и целевых взносов пайщиков кредитного кооператива, а также спонсорских взносов и доходов от предпринимательской деятельности. Основанием для расходов является смета, утверждённая общим собранием кредитного кооператива. Расходы отражаются на счёте 26 "Общехозяйственные расходы".

Кредитные кооперативы облагаются налогом на общих основаниях.

Основными задачами налогового учёта являются формирование полной и достоверной информации о порядке формирования данных о величине доходов и расходов организации, определяющих размер налоговой базы отчётного налогового периода, в порядке, установленным гл. 25 НК РФ, а также обеспечение этой информацией внутренних и внешних пользователей.

Порядок документооборота и последовательность выполнения операций по формированию показателей налогового учёта, а также формы предоставления данных на бумажных носителях определяются налогоплательщиком самостоятельно.

Необходимо помнить, что бухгалтерский учёт основной и предпринимательской деятельности должен вестись раздельно.

В практической деятельности сельскохозяйственных кооперативов (некоммерческих организаций) нередко возникают трудности в формировании налогооблагаемой базы налога на прибыль по коммерческой деятельности и отражению в бухгалтерском и налоговом учете зарплаты председателя и бухгалтера, коммунальных расходов, услуг связи и аренды офиса.

Так, кооперативом от его членов получены денежные средства — паевые взносы. На них приобретены основные средства и товары. Основные средства сданы в аренду членам кооператива и сторонним лицам, товары реализуются членам кооператива и сторонним лицам. Во всех случаях стоимость аренды и стоимость товаров определена с наценкой (членам кооператива и сторонним лицам).

На доходы, получаемые от этой деятельности, в дальнейшем также осуществляется оптовая торговля (с наценкой), т. е. вся деятельность приносит прибыль (является коммерческой). Согласно смете заработная плата председателя и главного бухгалтера относится к некоммерческой деятельности. Рассмотрим, как формируется налогооблагаемая база налога на прибыль по коммерческой деятельности кооператива, а также как отражаются в бухгалтерском и налоговом учете общехозяйственные расходы.

Налоговая база для целей исчисления налога на прибыль рассчитывается как доходы, полученные от предпринимательской деятельности, за вычетом расходов, произведенных непосредственно для получения этих доходов.

Общехозяйственные расходы (заработная плата председателя, бухгалтера, коммунальные расходы, услуги связи, аренда офиса)> оплата которых осуществляется независимо от ведения предпринимательской деятельности, в расчете налоговой базы по налогу на прибыль не участвует.

Для целей бухгалтерского учета распределение общехозяйственных расходов может осуществляться пропорционально суммам выручки, полученным в результате осуществления предпринимательской деятельности, и целевых средств, полученных для ведения уставной деятельности.

Налоговый учет.

Согласно ст. 50 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) и п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может заниматься предпринимательской деятельностью в том случае, если это служит достижению целей, ради которых она создана, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах.

В этом случае некоммерческая организация будет являться плательщиком налога на прибыль.

В соответствии со ст. 247 Налогового кодекса РФ (НК РФ) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком в виде доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов.

При этом к доходам на основании п. 1 ст. 248 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационные доходы.

Исключение составляют доходы, поименованные в ст. 251 НК РФ.

Так, на основании п. 2ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются, в частности, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики — получатели таких целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Соответственно, расходы, связанные с выполнением уставной деятельности некоммерческой организации, не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Статьи этих расходов, их состав отражаются в финансовом плане или в смете.

В составе расходов, осуществляемых в процессе ведения предпринимательской деятельности, должны быть учтены затраты, соответствующие критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, т. е. они должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение доходов.

Отметим, что каких-либо особых условий для учета расходов для целей исчисления налога на прибыль некоммерческими организациями, ведущими предпринимательскую деятельность, НК РФ не устанавливает.

Не установлен ни одним нормативным документом и порядок распределения такими организациями (осуществляющими как некоммерческую, так и предпринимательскую деятельность) общехозяйственных расходов (для налогового и бухгалтерского учета).

Отметим, что до недавнего времени допускалось распределять общехозяйственные расходы для целей налогового учета пропорционально суммам выручки и целевых средств (письмо Минфина России от 31. 10.2005 № 03-03-04/4/73). Но в ряде писем Минфина России в 2010 г., посвященных этой проблеме, высказывается иная точка зрения (письма Минфина России от 20.01.2010 № 03-03-06/4/4, от 19.03.2010 № 03-03-06/4/25, от 02.04.2010 № 03-03-06/4/38). Из них следует, что воспользоваться в настоящее время таким принципом распределения для налогового учета вряд ли возможно.

Минфин России обосновывает свою позицию тем, что доходы, полученные от предпринимательской деятельности, при определении налоговой базы по налогу на прибыль могут быть уменьшены некоммерческими организациями лишь на расходы, непосредственно связанные с осуществлением такой деятельности. Из положений п. 4ст. 252 НК РФ следует, что налогоплательщик вправе определять только группу затрат, которые произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, т.е. в рамках коммерческой деятельности. При этом в ст. 272 НК РФ установлен порядок признания расходов, принимаемых для целей налогообложения прибыли, при методе начисления.

Положения п. 1 ст. 272 НК РФ, в соответствии с которым расходы налогоплательщика не могут быть отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика, действуют только в отношении доходов и расходов, формирующих налоговую базу для исчисления прибыли (целевые поступления в формировании этой налоговой базы не участвуют).

В связи с этим Минфин России делает вывод, что распределение таких расходов требуется налогоплательщику только в случае ведения им видов предпринимательской деятельности, для которых установлен разный режим налогообложения. Для некоммерческих организаций положения гл. 25 НК РФ пропорционального деления затрат между коммерческой и некоммерческой деятельностью не предусматривают.
Таким образом, из разъяснений, представленных в письмах Минфина России в 2010 г., получается, что некоммерческие организации вправе учесть в составе расходов для целей налогового учета только те затраты, которые непосредственно связаны с осуществлением деятельности, приносящей доход, или, говоря иначе, только прямые затраты. Распределять для целей налогообложения прибыли общехозяйственные расходы между коммерческой и некоммерческой деятельностью они не вправе.

Следовательно, руководствуясь позицией Минфина России, налоговая база для исчисления налога на прибыль будет рассчитываться как доходы, полученные от предпринимательской деятельности, за вычетом расходов, произведенных непосредственно для получения этих доходов (например, налоговая база при реализации товаров будет равна разнице между полученными доходами от реализации товаров и стоимости их приобретения).

Общехозяйственные расходы (заработная плата председателя, бухгалтера, коммунальные расходы, услуги связи, аренда офиса), оплата которых осуществляется независимо от ведения предпринимательской деятельности, в расчете налоговой базы по налогу на прибыль не участвует.

Пропорциональное распределение общехозяйственных расходов для целей налогового учета, по мнению авторов, может привести к возникновению у некоммерческой организации споров с налоговым органом и разрешению их в судебном порядке.

Об этом, кстати, свидетельствует и арбитражная практика, которая складывается как в пользу налоговых органов, так и в пользу налогоплательщиков.

Арбитражные суды, выступая на стороне налогоплательщика, указывают, что расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, подлежат распределению на основании п. 1 ст. 272 НК РФ, т.е. пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. Иное допускало бы различное применение норм налогового законодательства к коммерческим и некоммерческим организациям и противоречило принципу равенства налогообложения (постановления ФАС Северо-Западного округа от 06.07.2009 № А56-50333/2008, Московского округа от 14.04.2009 № КА-А40/2761-09).

При этом судьи, поддерживающие позицию налоговых органов, указывают, что общехозяйственные расходы кооператива, связанные с его организационной и административной деятельностью, должны покрываться за счет целевых поступлений, т. е. паевых, дополнительных и иных обязательных взносов, на основании данных раздельного учета и не могут оказывать влияние на уменьшение налогооблагаемой прибыли в силу прямого указания п. 34ст. 270 НК РФ (постановление ФАС Западно-Сибирркого округа от 19.02.2010 № А67-4264/2009).

Бухгалтерский учет.

Еще раз обращаем внимание, что нормативные документы, регулирующие порядок распределения общехозяйственных расходов некоммерческих организаций, осуществляющих некоммерческую и предпринимательскую деятел ьн ость, отсутствуют.

В соответствии с п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Минфина
России от 06.10.2008 № 106н, при формировании учетной политики организации по конкретному вопросу и ведении бухгалтерского учета возможен выбор одного из нескольких способов, допускаемых законодательством РФ и (или) нормативными правовыми актами. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также МСФО.

Руководствуясь вышеуказанными положениями, некоммерческие организации, в случае необходимости, вправе самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике для целей бухгалтерского учета (в отличие от налогового) порядок распределения общехозяйственных расходов. По мнению авторов, наиболее приемлемый вариант для целей бухгалтерского учета в рассматриваемой ситуации — распределение расходов пропорционально суммам выручки и целевых средств.

Сумму общехозяйственных расходов за отчетный период, приходящуюся на некоммерческую и предпринимательскую деятельность, организации следует оформлять бухгалтерской справкой, оформленной в соответствии с требованиями п. 2ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Источник: Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях, №11, 2011

Департамент финансовой политики в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 февраля 2011 г. №10н "Об утверждении Порядка представления кредитными потребительскими кооперативами финансовой (бухгалтерской) отчётности" (зарегистрирован в Минюсте России 28.03.2011 регистрационный № 20301) просит в 10-дневный срок представить годовую бухгалтерскую отчётность за 2010 г. в составе:

  1. Бухгалтерский баланс (форма № 1);
  2. Отчёт о прибылях и убытках (форма №2);
  3. Отчёт об изменениях капитала (Форма №3);
  4. Отчёт о движении денежных средств (форма №4);
  5. Приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5);
  6. Пояснительная записка;
  7. Аудиторское заключение;

Кроме того, просьба в сопроводительном письме к вышеуказанной отчётности указать количество членов кредитного потребительского кооператива по состоянию на отчётную дату.

При наличии технических возможностей, продублировать вышеуказанную отчётность в электронном виде (на электронном носителе или по электронной почте).

Адрес для отправки корреспонденции:

Министерство финансов Российской Федерации, 109097, Москва, ул. Ильинка, д. 9, Департамент финансовой политики.

Адрес электронной почты: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. (в теме письма указать: "nadzor")

Контактные телефоны:

Осипов Павел Александрович -

Клементьева Алла Игоревна - (495)648-35-47(495)648-11-02 begin_of_the_skype_highlighting (495)648-35-47 end_of_the_skype_highlighting

Скачать Приказ

Госдума приняла в среду в первом чтении поправки в Налоговый кодекс РФ, которые освобождают от налога на доходы физлиц компенсацию (проценты) за использование кредитным потребительским кооперативом граждан личных сбережений члена кооператива.

 

Основной целью кредитного кооператива является взаимное кредитование и сбережение денежных средств членов и ассоциированных членов на основе аккумулирования их паевых и иных взносов, а также других собственных средств Кооператива и привлечения в него средств от других организаций.

На современном этапе развития российская экономика испытывают на себе воздействие рыночного механизма. Результатом перехода к рыночным отношениям стало появление различных типов предприятий: частных, государственных, унитарных, кооперативных, крестьянских (фермерских) хозяйств и других.

Поиск

Авторизация

Кто на сайте

Сейчас на сайте 216 гостей и нет пользователей

Последние материалы

Реклама



Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl-Enter.

Кредитная кооперация Чувашии. Designed by Center of Information Technologies. All rights reserved